Найти тему
Правмир

«Господь дал нам свободу, но в чем она?»

источник фото - monastery.ru
источник фото - monastery.ru

Говорят, что Господь дал нам свободу, но так ли это? Придешь в храм, а там одни запреты и ограничения. В чем же выражается эта свобода?

На вопрос отвечает священник Александр Ситников:

— Во-первых, когда человек говорит, о том, что Господь дал свободу, а свободы как будто бы и нет, сплошные запреты, то тут возникает путаница в понимании того, что мы называем свободой.

Господь сделал человека свободным и это подтверждается тем, что мы живем греховной жизнью. Так как мы верим, что Бог всеблаг и совершенен, а значит все, что Он делает, все, что выходит из Его рук — тоже всеблагое и совершенное. Но мы не видим никакого совершенства ни в своей личной жизни, ни в истории, ни в окружающем нас мире. Мы видим, что все люди больше или меньше, но грешат. И это как раз доказательство того, что Бог создал нас свободными, то есть он дал нам свободу выбрать — жить с Ним или без Него.

Второе — по поводу запретов в храмах. Наверное это распространенное впечатление. Особенно, если ты опыт церковной жизни перенимаешь у старых прихожан и даже у священников в том числе. Это впечатление о том, что православие сводится к системе каких-то запретов и ограничений, жестко и давно составленных, и в них не может быть подвижек и изменений. Но это только поверхностное впечатление. Почему? Потому что в Церкви разные были истории с тем же постом, с тем же молитвенным правилом, разные практики, разные традиции, больше или меньше строгости и самое важное — в Церкви нет обязаловки. Никто не может ни одного прихожанина и ни одного священника заставить против его воли соблюдать пост или заставить молиться. Все это берет на себя человек добровольно, ради того, чтобы послужить Богу.

Да, если человек пытается войти в какой-то приход, он, конечно же, чувствует на себе некое общественное давление, видит, что все строго постятся или соблюдают молитвенное правило. Хотя зачастую это скорее ложное восприятие, священники, которые исповедуют, по-другому на это смотрят в силу того, что люди рассказывают им свои тайны. Человеку кажется: «Все вокруг все соблюдают, а я нет». И он против своего желания, без осознания необходимости включается в эту практику благочестия. И, конечно же, из такого мало, что хорошего может получится, потому что «невольник — не богомольник». У человека растет внутренний протест, возникает масса вопросов.

А все дело как раз в той самой свободе. Ты свободен верить в Бога или не верить, соблюдать пост или не соблюдать, соблюдать молитвенное правило или не соблюдать его.

Вновь приходящим людям я говорю, что не нужно сразу брать на себя много. И старым прихожанам говорю тоже самое.

Поэтому, возвращаясь к вопросу, тут нет противоречий. Господь нас всех сотворил свободными и Он ждет от нас свободного служения Ему. Свободный выбор — это самое ценное, что мы можем Богу принести, свою волю отдать в Его волю. Мы молимся: «Да будет Воля Твоя» — это и есть самое высшее проявление свободы, когда мы свою свободу отдаем в руки Божии. И это совершенно никакое не рабство, это и есть самое высшее проявление нашей свободы.