Найти в Дзене

Душой исполненный полёт/ Подборка книг

350 лет балетному театру России. Первое балетное представление в России состоялось в конце XVII века, при дворе царя Алексея Михайловича. Продолжил его дело и следующий монарх, Пётр I : в годы его правления в стране укрепилось европейское искусство, в том числе танцевальные представления. История русского балета начинает свой разбег в далекие времена. Она богата событиями, именами, блистательными постановками, триумфами… Давно известно, что «в области балета мы впереди планеты всей». Как начиналась слава русского балета? И где кроется причина триумфа артистов балета? Русский балетный театр возник во второй половине XVII века. Но и до этого времени пляска всегда составляла основу празднеств и обрядов на Руси, была неотъемлемой частью представлений народного театра. Когда расширились культурные связи России, возрос интерес и к профессиональному театру. Балет, в частности, привлекал тем, что музыка, танец, пантомима доступны для восприятия самого широкого зрителя. Однако поначалу русско

350 лет балетному театру России.

Первое балетное представление в России состоялось в конце XVII века, при дворе царя Алексея Михайловича. Продолжил его дело и следующий монарх, Пётр I : в годы его правления в стране укрепилось европейское искусство, в том числе танцевальные представления.

История русского балета начинает свой разбег в далекие времена. Она богата событиями, именами, блистательными постановками, триумфами… Давно известно, что «в области балета мы впереди планеты всей». Как начиналась слава русского балета? И где кроется причина триумфа артистов балета?

Русский балетный театр возник во второй половине XVII века. Но и до этого времени пляска всегда составляла основу празднеств и обрядов на Руси, была неотъемлемой частью представлений народного театра. Когда расширились культурные связи России, возрос интерес и к профессиональному театру. Балет, в частности, привлекал тем, что музыка, танец, пантомима доступны для восприятия самого широкого зрителя.

Однако поначалу русскому балетному театру пришлось перенимать опыт европейцев — к тому времени в Европе балетный театр существовал уже более 100 лет.

Читать статью Дианы Хазиевой, преподавателя Петербургской академии балета им. А.Я. Вагановой

///

#Подборка_книг из фонда Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова

///

Я, Тамара Карсавина

Автор: Лиан Гийом

Тамара Карсавина была одной из самых известных танцовщиц своего времени. Родилась в Санкт-Петербурге в 1885 году, обучалась в Императорской танцевальной школе, была ведущей солисткой Мариинского театра, рабо тала с Дягилевым с его первых балетных Cезонов. Карсавина стала известна сначала в России, а затем в Париже во времена Belle Époque вместе с Вацлавом Нижинским и другими звездами русского балета, бежала из России от большевистской революции. Соперница Анны Павловой, Карсавина исполнила самые смелые хореографические постановки: прославившая ее "Жар-птица", "Парад", вызвавший скандал… Ее личная жизнь немыслима вне художественной среды, она встречалась с теми, кто прославился в балете, музыке, живописи и литературе – Стравинский, Пикассо, Кокто...Написанная в форме мемуаров, эта художественная, богатая и красочная биография основана на большой работе с документами и глубоком знании русского балета и исполнительского искусства.

"За всей красотой, легкостью, совершенством балета кроются часы, дни, годы работы и тренировок без конца и без краю. За волшебными сказками —боль. Танец требует очень-очень многого. Это - школа жизни".
/ Тамара Карсавина

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

-3

///

"Валентин Елизарьев. Полет навстречу жизни. Как рождается балет"

Автор: Инесса Плескачевская

Плескачевская, Инесса Николаевна. Валентин Елизарьев. Полет навстречу жизни. Как рождается балет / Инесса Плескачевская. - Москва : АСТ, 2023. - 366, [1] с., [12] л. портр., цв. портр. ; 22 см. - (Большой балет). - Библиогр.: с. 363-366. -Фильмогр. в конце кн. - 12+. - ISBN 978-5-17-149413-1. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Плескачевская, Инесса Николаевна. Валентин Елизарьев. Полет навстречу жизни. Как рождается балет / Инесса Плескачевская. - Москва : АСТ, 2023. - 366, [1] с., [12] л. портр., цв. портр. ; 22 см. - (Большой балет). - Библиогр.: с. 363-366. -Фильмогр. в конце кн. - 12+. - ISBN 978-5-17-149413-1. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Балеты Валентина Елизарьева сформировали новый тип балетной драматургии, основанной на сквозном действии, полифонии музыкально-хореографических образов, метафоричности и многообразии пластики, сопоставлении, контрасте и гармонии отдельных сцен, на единстве всех компонентов спектакля. Выдающийся хореограф рассказывает о своем творческом методе, о том, как рождается спектакль – от замысла до премьеры. Автор книги поговорила со звездами мирового искусства, которые учились и работали с Валентином Елизарьевым. О том, как рождались его балеты, о сути балетного искусства и природе творчества в книге рассказывают Михаил Барышников, Борис Эйфман, Родион Щедрин, Генрих Майоров, Нина Ананиашвили, Андрис Лиепа и многие другие.

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

///

"Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров"

Автор: Азарий Плисецкий

Плисецкий, Азарий Михайлович. Жизнь в балете : семейные хроники Плисецких и Мессереров / Азарий Плисецкий ; составитель и  литературный редактор Василий  Снеговский ; автор предисловия Сергей Николаевич ;  автор послеслесловия Сергей Юрский. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 380, [1] с., [32] л. ил. : портр., факс. ; 21 см. - 16+. - ISBN 978-5-17-104178-6. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Плисецкий, Азарий Михайлович. Жизнь в балете : семейные хроники Плисецких и Мессереров / Азарий Плисецкий ; составитель и литературный редактор Василий Снеговский ; автор предисловия Сергей Николаевич ; автор послеслесловия Сергей Юрский. - Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2022. - 380, [1] с., [32] л. ил. : портр., факс. ; 21 см. - 16+. - ISBN 978-5-17-104178-6. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Азарий Михайлович Плисецкий (р. 1937) - танцовщик, хореограф, педагог с международным именем, представитель театральной династии Плисецких-Мессерер. Окончил Московское хореографическое училище (1956) и театроведческий Факультет ГИТИСа (1969). Принимал участие в создании Кубинского национального балета, много работал с балетными труппами в Японии и США. С 1992 года постоянно сотрудничает с балетом Мориса Бежара, являясь педагогом-репетитором школы-студии "Рудра". Живет в Москве и Лозанне.
"Жизнь в балете" - мемуары, похожие на библейскую сагу о легендарной династии Плисецких-Мессерер; история артистического клана на фоне революций, войн, арестов и театральных премьер, написанная младшим из рода, Азарием Михайловичем Плисецким. Перед глазами читателя проходит золотой век русского и мирового балета: великая Галина Уланова, легендарная создательница кубинского балета Алисия Алонсо, французский хореограф Морис Бежар, великолепный Михаил Барышников и, конечно, старшая сестра автора - демоническая и неотразимо прекрасная Майя Плисецкая. В каком-то смысле книга брата написана в полемике с мемуарами сестры. Нам открывается другая версия известных событий: на глазах словно меняется оптика, возникает новый ракурс, укрупняется кадр. При этом Азарию Плисецкому хватает такта держать дистанцию, даже в самых сложных жизненных ситуациях сохранять безупречную выдержку истинно балетного кавалера.

• Мемуары знаменитого хореографа и танцовщика Азария Плисецкого: история легендарной династии на фоне революций, войн, арестов и театральных премьер.
• Уникальные фотографии из семейного архива.

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

///

"Автобиография. Вместе с Нуреевым"

Автор: Рудольф Нуреев, Ролан Пети

Рудольф Нуреев… Его магическое имя вот уже более полувека будоражит воображение всех, кто хоть что-то о нем слышал. Слухов об этой уникальной личности было гораздо больше, чем подлинного знания. Каким же он был на самом деле? Выдающийся танцовщик, который еще при жизни стал человеком-легендой. Пожалуй никто из русско-советских артистов балета, (даже те, кто потом как и он эмигрировали на Запад) не имели той славы, какая выпала на долю Нуреева. Мальчик из бедной многодетной семьи стал настоящим гением танца. Все в его творческой биографии складывалось не благодаря, а вопреки. Вопреки всему было его поступление в Ленинградское балетное училище, обретение статуса ведущего солиста легендарного Кировского театра оперы и балета, его знаменитый "прыжок к свободе" и, как итог — фантастический успех на Западе. В книге представлены воспоминания французского балетмейстера Ролана Пети и сокращенная версия "Автобиографии" Рудольфа Нуреева.

Автор-составитель - Юлия Бекичева

>>> Забронировать на mos.ru <<<

///

«Мой театр» / Николай Цискаридзе

Книга 1.

Цискаридзе, Николай Максимович (1973-). Мой театр / Николай Цискаридзе ; автор идеи и литературного текста Ирина Дешкова. - Москва : АСТ, 2022-. - Текст (визуальный) : непосредственный.   1 : Книга 1. - 2022. - 508 с., [48] л. ил., цв. ил. ; 24 см. - Имен. указ.: с. 498-508. - 12+. - ISBN 978-5-17-146132-4.
Цискаридзе, Николай Максимович (1973-). Мой театр / Николай Цискаридзе ; автор идеи и литературного текста Ирина Дешкова. - Москва : АСТ, 2022-. - Текст (визуальный) : непосредственный. 1 : Книга 1. - 2022. - 508 с., [48] л. ил., цв. ил. ; 24 см. - Имен. указ.: с. 498-508. - 12+. - ISBN 978-5-17-146132-4.

Николай Цискаридзе - яркая, харизматичная личность, чья эрудиция, независимость и острота суждений превращают каждое высказывание в событие.

Автобиография "Мой театр" создана на основе дневника 1985-2003 гг. Это живой, полный тонкой иронии, юмора, а порой и грусти рассказ о себе, о времени и балете. Воспоминания: детство, семья, Тбилиси и Москва, учеба в хореографическом училище, распад СССР, отделение Грузии; приглашение в Большой театр, непростое начало карьеры, гастроли по всему миру; признание в профессии, но при этом постоянное преодоление себя, обстоятельств и многочисленных препятствий; радость творчества, несмотря на интриги недоброжелателей. История жизни разворачивается на книжных страницах подобно детективу. На фоне этого водоворота событий возникает образ уходящего Великого Театра конца ХХ века. Вырисовываются точные, во многом неожиданные, портреты известных людей, с которыми автору посчастливилось или не посчастливилось встретиться. Среди героев и антигероев книги: Пестов, Григорович и Пети, Семёнова и Уланова, Максимова и Васильев, принцесса Диана и Шеварднадзе, Живанши и Вествуд, Барышников и Волочкова, Швыдкой, Филин и многие другие. А судить: кто есть кто - привилегия читателя.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Значительная часть фотографий публикуются впервые.

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

///

«Вселенная русского балета»

Илзе Лиепа

В своей новой книге Вселенная русского балета Илзе Лиепа балерина, актриса театра и кино, президент Благотворительного фонда представляет таких ярчайших звезд балетного искусства как: Вера Каралли, Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Наталия Дудинская, Касьян Голейзовский, Морис Бежар, Николай Цискаридзе...

Это увлекательный рассказ о творческих судьбах выдающихся балерин, танцовщиков и хореографов классического танца, о тех, кто до сих пор олицетворяет собой гордость не только русского, но и мирового балета, чей гений подарил нам лучшие постановки.

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

///

"Сильфида, Жизель. Сборник статей. Учебное пособие для вузов"

Составитель: Ю. П. Бурлака.

В сборник вошли ранние книги Ю. И. Слонимского "Сильфида" и "Жизель", представляющие собой комплексные труды высочайшего научного уровня. Широта охвата материала, глубокое знание предмета анализа и вместе с тем искренняя любовь к изучаемым сочинениям делают их маленькими шедеврами научно-исследовательской мысли.
"Сильфида" и "Жизель" Слонимского важны как пример первых исследований, повествующих обо всем - сюжетах балетов, истории их создания, бытования на сцене, авторах, особенностях постановки.
Издание будет интересно теоретикам музыкального театра (балетоведам, музыковедам, театроведам), его практикам (исполнителям, педагогам, балетмейстерам) и всем любителям балетного искусства.

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

///

"Андрис Лиепа. Автографы и имиджи"

Фотографии Нины Аловерт

Альбом фотографий выпущен к 60-летию выдающегося артиста балета конца XX века Андриса Лиепы. Повороты судьбы танцовщика представлены в работах известного российского, американского балетного фотографа Нины Аловерт.

НИНА АЛОВЕРТ ОБ АНДРИСЕ ЛИЕПЕ:

«... Андрис обладал редким даром подлинного романтического артиста балета. Принц Зигфрид, Принц-Щелкунчик, Ромео, Альберт, Курбский, это в первую очередь. И, конечно, Жан де Бриен в «Раймонде» — он вышел на сцену юным рыцарем из романов Вальтер Скотта. Были и другие значительные роли, незабываемые для тех, кто видел. Например, Петрушка в одноименном балете Олега Виноградова, Иван-царевич в «Жар-Птице»... Андрис танцевал главные роли классического и современного репертуара в Большом театре, Американском балетном театре, Мариинском театре, на частных гастролях — с труппой Джорджа Баланчина в Нью-Йорке, в труппе Мориса Бежара, в Парижской Опере.

Сейчас все заслоняет его продюсерская деятельность. Но Андрис Лиепа был одним из самых интересных танцовщиков-мужчин, которых я видела. Снимать его было большим удовольствием. Я познакомилась с ним в самом начале его карьеры в 1987 году во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке. И видела ту последнюю репетицию «Жизели» в Вашингтоне в 1992 (гастроли балета Мариинского театра), когда во втором акте он упал и разорвал связки на ноге. Больше классический репертуар Андрис не танцевал. За этот недолгий промежуток я снимала его не всегда во время действия — не всегда это было возможно. Но Андрис охотно приходил в студию и тут же импровизировал. Съемка Андриса — это был своего рода спектакль, позы были взяты из балета или выдуманы им самим, но это всегда было живое и творческое пребывание перед фотоаппаратом.»

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

>>> Ознакомиться с фрагментом книги >>>

///

"Комический жанр в балете. "Тщетная предосторожность".

Сборник статей. Учебное пособие. / Автор: Юрий Слонимский

Слонимский, Юрий Иосифович. Комический жанр в балете. "Тщетная предосторожность" : сборник статей  / Ю. И. Слонимский ; составитель Ю. П. Бурлака; вступительная статья А. П. Груцынова. - Санкт-Петербург ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2023. - 144 с.  : ил.  ; 20,5 х 13,5 см. - ISBN 978-5-507-45280-4. - ISBN 978-5-4495-2208-5. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Слонимский, Юрий Иосифович. Комический жанр в балете. "Тщетная предосторожность" : сборник статей / Ю. И. Слонимский ; составитель Ю. П. Бурлака; вступительная статья А. П. Груцынова. - Санкт-Петербург ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2023. - 144 с. : ил. ; 20,5 х 13,5 см. - ISBN 978-5-507-45280-4. - ISBN 978-5-4495-2208-5. - Текст (визуальный) : непосредственный.

В сборник вошли две работы Слонимского, кардинально отличающиеся друг от друга по стилю. Статья 1930-х годов "Комический жанр в балете" несёт на себе отпечаток традиционной для того времени "политически верной" оценки произведения искусства. Книга 1960-х годов "Тщетная предосторожность" была написана не только в иное время, но и опытным автором, уже создавшим большое количество иных произведений. В исследовании, посвящённом всестороннему анализу "Тщетной предосторожности", автор уделил внимание всем сторонам балетного спектакля, истории сценического воплощения, судьбе музыкальный партитуры, историческому контексту, в котором происходило формирование балета.
Объединение работ создаёт любопытный смысловой "диптих", состоящий из разных научных форм и жанров, но связанный одной темой - темой комического в балете.
Издание будет интересно теоретикам музыкального театра (балетоведам, музыковедам, театроведам), его практикам (исполнителям, педагогам, балетмейстерам) и всем любителям балетного искусства.
Составитель Ю.П. Бурлака.

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

///

«Байки про балет. Бытие и деяния»

Автор: Кирилл Бузанов

Бузанов, Кирилл Витальевич. Байки про балет. Бытие и деяния / К. В. Бузанов ; [обложка П. В. Бузанова, А. Ю. Лапшин]. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2023. - 256 с.  ; 20,5 х 13,5 см. - ISBN 978-5-507-44030-6. - ISBN 978-5-4495-1876-7. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Бузанов, Кирилл Витальевич. Байки про балет. Бытие и деяния / К. В. Бузанов ; [обложка П. В. Бузанова, А. Ю. Лапшин]. - Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2023. - 256 с. ; 20,5 х 13,5 см. - ISBN 978-5-507-44030-6. - ISBN 978-5-4495-1876-7. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Вольдемар Альбертович Кабриолев, ныне призрак в Большом обитающий, а в прошлом знатный советский балетоман, этой книгой, завершающей трилогию, доводит количество баек про балет до круглой цифры в три сотни! В первых двух томах их по сто двадцать три, в этом же – пятьдесят четыре, ну а читать байки можно в произвольном порядке, тем более ни даты, ни имена не поминаются. Зато имеется весомое к ними дополнение – «Бытие и деяния», летопись жизни Кабриолева сквозь призму Большого, и там уж все значимые персоналии театра в хронологическом порядке представлены.

>>> Забронировать книгу на mos.ru <<<

///

«Балет: Книга о безграничных»

История балета насчитывает почти пять веков, и во все времена в мире были маленькие девочки, воображавшие себя балеринами — стройными, изящными и пластичными. Каждая из них мечтала о собственных пуантах и овациях в зале. Если ваша дочь любит танцевать, подарите ей книгу о балете, возможно, это вдохновит ее на серьезные занятия хореографией. «Балет» — книга, не просто рассказывающая историю этого вида искусства. Благодаря акварельным иллюстрациям художницы Анастасии Батищевой это настоящее погружение в мир творчества и красоты. Книга научит говорить на языке танца и расскажет много интересного о балетных костюмах, декорациях и закулисье — а ведь узнать об этом интересно будет не только детям, но и взрослым!

>>> Забронировать на mos.ru <<<

/-/-/-/-/

Все книги выдаются на дом!

Приглашаем к нам: г. Москва, ул. Новослободская, д. 49/2.

Приятного чтения и приобщения к сложному и удивительному миру балета!