Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Петергоф. Сокровища российской императрицы.

Где: Государственный исторический музей

Адрес: Площадь Революции, 2/3

Выставка продлится до: 12 февраля 2024

Бювар Александры Федоровны. Серебро, золото, жемчуг, бумага, картон, шелк, бархат
Бювар Александры Федоровны. Серебро, золото, жемчуг, бумага, картон, шелк, бархат

Более 400 уникальных памятников истории и искусства из собраний ГМЗ “Петергоф” и Исторического музея рассказывают о частной жизни императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I.

Шмид Г. Портрет императрицы Александры Федоровны
Шмид Г. Портрет императрицы Александры Федоровны

Впервые Николай увидел будущую супругу Фридерику Луизу Шарлотту Вильгельмину Прусскую, дочь короля Фридриха Вильгельма III, в Берлине в феврале 1814 года. Как бы ни банально это звучало, но это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Помолвка длилась 2,5 года, в это время молодые люди писали друг другу письма. Во время пожара в Зимнем дворце в 1837 году первое что Николай потребовал спасти — письма его жены во время помолвки.

Д.Доу. Портрет императора Николая I. 1826 г. Вариант-повторение портрета 1821 г.
Д.Доу. Портрет императора Николая I. 1826 г. Вариант-повторение портрета 1821 г.

«Мне надели на голову корону и кроме того бесчисленное множество крупных коронных украшений, под тяжестью которых я была едва жива. Посреди всех этих уборов я приколола к поясу одну белую розу. Я почувствовала себя очень, очень счастливой, когда руки наши наконец соединились; с полным доверием отдавала я свою жизнь в руки моего Николая, и он никогда не обманул этой надежды!» — так описывала день венчания Александра Федоровна.

В.А.Голике. Уменьшенная копия коронационного портрета по оригиналу Д.Доу. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1830 г.
В.А.Голике. Уменьшенная копия коронационного портрета по оригиналу Д.Доу. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1830 г.

Николай I называл супругу “добрый гений моей жизни”.

Неизвестный мастер. Вольная копия с оригинала Х-Д..Рауха. Портрет императрицы Александры Федоровны. Бюст. Неизвестный автор. Портрет императора Николая I. Бюст
Неизвестный мастер. Вольная копия с оригинала Х-Д..Рауха. Портрет императрицы Александры Федоровны. Бюст. Неизвестный автор. Портрет императора Николая I. Бюст

На дни рождения Александра Федоровна дарила супругу военные костюмы (императоры в России носили только военную форму).

Вицмундир Кавалергардского полка с генеральскими эполетами. Принадлежал императору Николаю I
Вицмундир Кавалергардского полка с генеральскими эполетами. Принадлежал императору Николаю I

В 1821 году в Берлине прусский король устроил праздник в честь приезда дочери с супругом. На сцене была поставлена поэма Томаса Мура «Лалла Рук» о дочери монгольского правителя, которая должна выйти замуж за царевича Бактрии. Главную роль исполняла Александра Федоровна. Присутствовавший на представлении поэт Василий Жуковский (кстати, он учил Александру Федоровну русскому языку) был так ею очарован, что написал стихотворение «Лалла Рук»:

Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты:
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты.

Позже Пушкин позаимствует и увековечит фразу «гений чистой красоты».

Альберт Конаржевски по модели Густава Германа Блезера. Императрица Александра Федоровна на параде 14 сентября 1835 года
Альберт Конаржевски по модели Густава Германа Блезера. Императрица Александра Федоровна на параде 14 сентября 1835 года

Кстати, Пушкин после знакомства с Александрой Федоровной записал в своем дневнике: «Я обожаю императрицу!»

Тронное кресло с 1848 до 1917 г. стояло в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца.
Тронное кресло с 1848 до 1917 г. стояло в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца.

Еще один памятный визит в Берлин будет летом 1828 года. Здесь, при дворе отца, русская императрица отпразднует свое 30-летие. Праздник был выдержан в духе средневековых турниров, его зарисовки дают представления о грандиозных масштабах торжества.

Теодор Хоземан по оригиналу Иогана Генриха Штюрмера. Седьмая кадриль
Теодор Хоземан по оригиналу Иогана Генриха Штюрмера. Седьмая кадриль
Иоганн Генрих Штюрмер. Награждение участников праздника. Лист из альбома
Иоганн Генрих Штюрмер. Награждение участников праздника. Лист из альбома

В юности принцессу называли Бланшфлур (Белая Роза) по имени героини романа Ф. де ла Мотта Фуке “Волшебное кольцо”, поэтому торжество назвали “Волшебство Белой Розы”. Александра Федоровна сама создала эскиз почетной награды - знак отличия “Орден Розы”, который получили все участники торжества.

Иоганн Георг Хоссауэр по эскизу императрицы Александры Федоровны. Наградные знаки Ордена розы. 1829 г. Серебро, литье, чеканка
Иоганн Георг Хоссауэр по эскизу императрицы Александры Федоровны. Наградные знаки Ордена розы. 1829 г. Серебро, литье, чеканка
Иоганн Георг Хоссауэр по эскизу Карла Фридриха Шинкеля. Кубок Потсдамский. 1830 г. Серебро, чеканка, гравировка, эмаль, золочение, роспись
Иоганн Георг Хоссауэр по эскизу Карла Фридриха Шинкеля. Кубок Потсдамский. 1830 г. Серебро, чеканка, гравировка, эмаль, золочение, роспись

Кубок изготовлен по заказу дяди императрицы, его украшают 127 эмалевых гербов и щитов участников рыцарского турнира, крышку венчает серебряная роза.

Иоганн Георг Хоссауэр. Ветвь с розами. 1852 г. Серебро, эмаль, золочение, гравировка
Иоганн Георг Хоссауэр. Ветвь с розами. 1852 г. Серебро, эмаль, золочение, гравировка

Вскоре после возращения в Россию императрица стала хозяйкой нового дворца. Шотландец А. Менелас воздвиг здание в духе английских загородных коттеджей, – так его и назвали: “Коттедж”. Небольшой уютный дворец рядом с официальной императорской резиденцией в Петергофе, где императрица могла скрыться от посторонних глаз, дает нам представление о мироощущении человека эпохи романтизма.

Ширма. Германия. 1830-1880 гг.
Ширма. Германия. 1830-1880 гг.

Дворец “Коттедж” был выдержан в неоготическом стиле, времена средневековых рыцарских турниров воплощали для Николая I высшее проявление человеческого духа.

Гарнитур каминный часы готические Руанский собор и два канделябра. Императорский фарфоровый завод. 1829 г.
Гарнитур каминный часы готические Руанский собор и два канделябра. Императорский фарфоровый завод. 1829 г.

У Николая I и Александры Федоровны было 7 детей. На выставке представлены семейные реликвии императорской четы, связанные с их детьми.

Ларец крещальный. Бронза, серебро, медь, агат, аквамарин, аметист, гелиотроп, гессонит, горный хрусталь, гранат-альмандин, карнеол, лазурит, лунный камень, малахит, сердолик, топаз, хризолит, хризопраз, цитрин, дуплеты, стразы, стекло.
Ларец крещальный. Бронза, серебро, медь, агат, аквамарин, аметист, гелиотроп, гессонит, горный хрусталь, гранат-альмандин, карнеол, лазурит, лунный камень, малахит, сердолик, топаз, хризолит, хризопраз, цитрин, дуплеты, стразы, стекло.

Ларец изготовлен для крестильной одежды великого князя Александра Николаевича.

Сервиз чайно-кофейный из приданого великой княжны Ольги Николаевны. Серебро, кость, литье, чеканка, гравировка, золочение
Сервиз чайно-кофейный из приданого великой княжны Ольги Николаевны. Серебро, кость, литье, чеканка, гравировка, золочение

Сервиз - приданое к свадьбе великой княжны Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. Стоимость столового, десертного и чайного сервизов превышала 100000 рублей.

Александра Николаевна, великая княжна (1825-1844).  Пейзаж. 1841 г.
Александра Николаевна, великая княжна (1825-1844). Пейзаж. 1841 г.

Картина младшей дочери Александры с изображением уголка Александровского парка в Царском Селе. Работа дочери висела в кабинете императрицы во дворце “Коттедж”. Александра Николаевна умерла от туберкулеза через несколько месяцев после свадьбы с принцем Фридрихом Вильгельмом Гессен-Кассельским.

Мне выставка понравилась гораздо больше, чем “Записки ювелира”. Вы еще можете попасть на обе и составить свое собственное мнение.

Специально для дам некоторые предметы из ежедневного обихода императрицы.

-19
Предметы из умывального набора с кораллами. Императорский фарфоровый завод. 1836 г.
Предметы из умывального набора с кораллами. Императорский фарфоровый завод. 1836 г.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Историческиймузей #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Петергоф #Сокровищароссийскойимператрицы