В нашем селе были, есть и будут люди благочестивые; на смышляевском погосте не счесть могил, упокоивших настоящих праведников — тех, чьими молитвами, быть может, и стоят поныне град самарский, храм и весь сия, и земля наша святоотеческая, святая Русь, — сказал в воскресной проповеди настоятель Свято-Никольского храма в селе Смышляевке священник Владимир (Семеной).
Пришел сам Николай Чудотворец и исцеления людей по молитвам
Завершалась еще одна воскресная служба — многочасовая, долгая, какие не во всяком храме служат. Но люди не спешили расходиться. И не только ради водосвятного молебна остались прихожане — не хотелось покидать этот дивный храм, где все дышит благодатью, любовью к Господу и верным чадам Его. Нередко после литургии в храме остаются забытые стариками клюшечки. Пришла старушка, тяжело опираясь на палку, а ушла — не чувствуя ног под собой. Потом идет со слезами: «Батюшка, я ведь исцелилась!». — «Ну, а как же, ведь ты с Господом пребывала....».
Обычно на исповеди много кающихся бывает. И священник должен бы устать от исповеди. А нет — тут такая радость — от того, что люди пришли, что покаянно исповедовались в грехах.
Одной монахине, за сотню километров отсюда, Господь дал увидеть во сне удивительный, не похожий на другие храм, полный народа. Идет исповедь, и принимают ее двое священнослужителей. «Кто это?» — спросила монахиня. И услышала в ответ: «Батюшка Владимир и святой Лаврентий Черниговский». Потом уже, оказавшись в Смышляевке, она увидела белокаменную церковь, расписанную снаружи словами молитв, приложилась к сияющему позолотою изображению святителя Николая; вошла в храм и — застыла в изумлении. Все здесь — как в том сне: и чудесные, любовно писаные иконы, и резные скамьи вдоль стен, и — распевный голос отца Владимира, его кроткие и лучащиеся радостью глаза. Не увидела телесными очами только черниговского святителя, но ощутила его благодатное присутствие.
А тому уж пять лет, как раз вскоре после праздника Николая Мирликийского‚ 9 мая (22 по новому стилю), сам Николай чудотворец посетил храм своего имени, пришел в облике древнего старца — и отец Владимир, — похолодев от изумления, узнал в страннике небесного покровителя смышляевской церкви. Пригласил войти, показал внутреннее убранство. Прощаясь, гость пообещал: «Я обязательно к вам еще приду. И сегодня вечером приду, и завтра утром. И всегда буду приходить...». (Этот случай описан в «Благовесте», № 19 за 1995 год).
Девочка Евгения, провожавшая старца к автобусной остановке и ставшая свидетельницею его исчезновения, уже с тех пор подросла, стала двенадцатилетнею отроковицею. И сейчас она часто приходит в храм, старается помочь батюшке в его хлопотах по отделке церковного здания.
Увидел Николая Угодника на том свете
Недавно отец Владимир получил еще одну весточку от святителя Николая. Освящая квартиру в Зубчаниновке, услышал рассказ о чудесном спасении сына хозяев. Паренек-то хороший, дельный, а вот поддался искушению — попробовал запрещенное что-то.
Пришел домой, лег — и все, умирает! Родители всполошились, вызвали «скорую». Врачи глянули: «Это отравление!». — «Да вы что, он никогда таким не занимался!». Сделали ему сильнейших уколов — не помогло.
Приехала бригада реаниматоров — и тоже не смогли вернуть его из комы (предсмертного беспамятства и бесчувствия).
Родные плачут, молятся со слезами Господу и Пресвятой Богородице, помолились и Николаю чудотворцу перед небольшой иконой.
Вдруг мальчик поднялся и сел, открыл глаза:
— А где Николай угодник?
— Ты о чем? — удивились родные.
Мальчик рассказал, как, потеряв сознание, (или временно умерев, как клиническая смерть, точно не смог объяснить) он оказался в темном тоннеле. Впереди засиял теплый и ласковый свет, и из этого света навстречу подростку вышел седовласый сияющий старец.
— Я — Николай угодник, — сказал он. — Ступай обратно, родители ждут тебя, молятся о тебе...
И вывел ребенка из смертельной тьмы. Когда ожившему мальчику показали икону, он сразу узнал: «Это он, Николай угодник!», — хотя прежде не знал об этом святом.
Таджикам помог святой
Нет, недаром Николая издревле зовут еще и Милостивым. Скольким людям, и крепким в вере и далеким от Бога, даже иноверцам, помогал он и помогает в трудных, погибельных обстоятельствах.
Вот и строители-таджики, восстанавливающие старую смышляевскую церковь (новый храм поставлен рядом, а теперь вот и разрушенное здание начала 19-го века восстанавливается), на себе почувствовали милующую десницу святого.
Поехали к родным в Таджикистан, взяли у батюшки благословение в дорогу и икону Николая чудотворца — и доехали туда и обратно как никогда легко. Всех «трясут» [обирают, грабят, отнимают деньги] ага, из России, значит, с деньгами, — а их, как не видят. И с билетами все чудесно устроилось. Беспристрастный компьютер на вокзале вдруг выдал такую информацию, которая помогла им четверым сберечь 800 рублей.
Так и избежали всегдашних поборов.
Не смог войти в храм...
Хотя — вот совсем недавний случай: приехали из города школьники на экскурсию, сорок ребят. Двое из них — иноверцы. Один вошел в храм, слушал рассказ батюшки, дивился благолепию храма. Другой же не смог войти. Сопровождавшие взрослые видят: он весь побелел и шагнуть не может. Не допустил Николай чудотворец.
Батюшка об этом узнал уже на другой день, удивился. Здесь, в храме, он не раз видал людей иных религий, и даже крестил ребенка из такой семьи. Видно, не всякому можно быть в православном храме. И меч в руке святителя Николая — не просто аллегорический символ, но духовное оружие, посекающее ереси.
Прочитав о Пелагии рязанской, отец Владимир ужаснулся: слепая провидица грозно обличала всех неправедно живущих, а наипаче — пастырей, служащих леностно, сокращающих молитвенные часы [богослужения]. И тогда отец Владимир стал служить ежедневно да по долгу, по уставам.
Слава Богу за все!