Найти тему
Театр To Go

Урок жизни. Спектакль «Космос», Театр им. А.С. Пушкина

Маленький город с его тихой, стабильной и налаженной жизнью потрясает ожидаемый приезд его уроженца, ныне известного космонавта Сергея Лысова. Для одних жителей его визит оборачивается кучей хлопот, другие – недоумевают («Чо ему здесь надо?»), а у учительницы английского языка, бывшей одноклассницы космонавта Татьяны Викторовны оживают давно забытые чувства… В Театре им. А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Космос» по пьесе Алексея Житковского в постановке Игоря Теплова, главную роль исполнила Виктория Исакова.

   Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go
Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go

«Город Бугульма, весна, апрель, слякоть…» Это место действия, атмосфера и обстоятельства. Жизнь Татьяны Викторовны вполне устроенная, и даже успешная по меркам Бугульмы: хорошая работа, уважение, взрослый сын, а то, что мужа похоронила лет 20 назад – ну что ж, он герой войны, погиб в «горячей» точке. Татьяна Викторовна активно работает, а отдыхает в тысячный раз пересматривая видеокассету с фильмом «Девять с половиной недель». В видениях ей является Микки Рурк, бросающий реплики в стиле: «Комон, бейби. А ю хангри?». А на грешную землю спускает не совсем путёвый сын, требующий в три часа ночи борща.

   Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go
Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go

Узнав о приезде бывшего однокашника Лысова, Татьяна Викторовна так окунается в воспоминания, что внезапно вместо Микки Рурка ей привиделся он сам в виде огромного, спустившегося с потолка скафандра. Потрясённая Татьяна Викторовна вбивает себе в голову, что Лысов был первой и единственной её любовью, внутри неё начинают трепетать давно забытые ощущения, а оглянувшись в прошлое – понимает, что муж её был абьюзером, её английский плох, ибо образование она не завершила, а приезд Лысова – шанс на перемены. Поддавшись эмоциям, Татьяна Викторовна признаётся Лысову в любви в эфире местного ТВ, чем портит свою безупречную репутацию, а отменившийся в итоге приезд космонавта вгоняет её в беспросветную тоску настолько, что она даже не в состоянии осознать, что её сыну пришла повестка из военкомата.

   Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go
Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go

Виктория Исакова играет эту женщину, преисполненную эмоций, экспрессивно и манерно. Её героине со строгой учительской причёской, в немного смелых по меркам провинции нарядах, с английским с сильно выраженным «русским» акцентом присущи скорость движений, молниеносная реакция на хамство, сдержанный юморок и впадания в психоделические состояния. Второе дыхание, открывшееся в ожидании приезда Лысова, её окрыляет, позволяет закрыть глаза на пустоту и мерзость вокруг, а видеть впереди только надежду.

Её окружают скучные коллеги: дотошно выполняющий указания сверху директор школы Эдуард Владимирович (Сергей Ланбамин), фанатично помешанная на уроках музыки Надежда Марковна (Ирина Бякова), суровый и тайно влюблённый в Татьяну Викторовну физрук Гурген (Сергей Миллер) – и уставшие от своей серенькой жизни подруги, например, предстающая перед зрителем воочию бухгалтер ЖЭУ Гуля (Наталья Корогодова), знакомая со всеми городскими сплетнями, с кругозором, ограниченным тарифами ЖКХ. По настоящему живым, ещё не прибитым жизненными трудностями выглядит лишь сын Татьяны Викторовны Андрей (Антон Гращенков), которым она сама недовольна, но который ещё не разучился мечтать и думать.

   Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go
Фото: Анна Смолякова Источник фото: Театр To Go

Сцену, которая благодаря простым перестановкам мебели превращается то в школьный класс, то в квартиру Татьяны Викторовны, то в какое-то городское пространство, дополняет огромный глобус с пробоинами в различных местах (художник – Ольга Кузнецова). Помимо того, что он служит площадкой для выступлений группы, где играет Андрей, и экраном, на котором всплывают то Микки Рурк, то покойный муж, то одноклассник-космонавт, он становится олицетворением необъятности земли, безграничного космоса, которым является жизнь и планета. Но здесь, в какой-то маленькой точке на этом глобусе, люди закрылись, загнали себя в рамки одной условной Бугульмы, погрязли в бытовухе и практически заморозились, их внутренний «космос» пробит, искорёжен, безнадёжно испорчен. Урок английского, перетёкший в урок жизни от Татьяны Викторовны, стал вариантом ремонта и исцеления, которому не суждено воплотиться в реальность. Чуда не произошло, жизнь не пошла по другому сценарию.