Когда уходят некоторые люди, с ними уходит память о значительных событиях в истории страны и ее индустрии. Имя бывшего генерального директора прославленного завода №500 - ныне ОДК «Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева», выгравировано на Доске Почета авиационной промышленности рядом с именами его легендарных коллег и друзей, среди которых П.В. Дементьев, П.А. Воронин, В.Я. Климов, А.А. Микулин, A.M. Люлька, С.К. Туманский, С.П. Изотов, Н.Г. Мецхваришвили, К.Р. Хачатуров, Ф.А. Коротков и другие самолётостроители. Это люди, которые делали нашу авиацию. Владимир Васильевич Чернышёв навсегда в строю в этом списке.
Владимир Васильевич Чернышёв родился 15 июля 1906 года в простой московской рабочей семье. В 12 лет он уже пошёл работать на Центральный книжный склад Моссовета, чтобы помогать семье. Может быть отсюда и родилась у него страстная любовь к книгам, которая сохранится на всю жизнь? Через два года четырнадцатилетний Володя переходит работать слесарем на авиазавод № 1 – бывшую велосипедную фабрику «Дукс». Рано? Наверное...
Владимиру Чернышёву довелось быть курсантом школы ОГПУ, служить краснофлотцем на Балтике. После демобилизации он вернулся на авиазавод № 1, где до 1929 года работал токарем-автоматчиком и без отрыва от производства окончил рабфак. В 1934 году В.Чернышёв окончил МАИ ( выпуск №2), когда по сути и начинается его работа в авиадвигателестроении. По распределению его направляют на завод №24 (позднее это завод №45, ныне – ММПП «Салют»). Энергичного молодого инженера, напористого в своих действиях и принимаемых решениях, вскоре назначают начальником цеха. Здесь он знакомится с А.А. Микулиным, возглавлявшим тогда КБ предприятия, с Н.Г. Мецхваришвили и К.Р. Хачатуровым, впоследствии главными конструкторами Тушинского машиностроительного конструкторского бюро «Союз». Эта дружба великих инженеров сохранилась на всю жизнь: они дорожили ею, что не мешало им быть яростными в спорах при обсуждении и принятии решений.
1937 год стал новой ступенькой в карьере: молодого инженера Владимира Чернышёва отправляют в Запорожье. Назначение значительное и ответственное - директор моторостроительного завода №29. Чернышёв занимает этот пост до 1939 года.
В 1939 году - новое назначение: заместитель главного инженера и начальник производства моторостроительного завода № 24 в Москве. В 1941 завод был эвакуирован и продолжил деятельность в Куйбышеве на территории строившегося там моторостроительного завода № 377. Владимир Васильевич и здесь проявил неординарные организаторские способности, стараясь сделать всё, чтобы эвакуированные цеха начали работу как можно быстрее. Работу коллектив завода начал прямо с колес, под открытым небом. Заводская жизнь в то время – жестокая и суровая. Фронт требовал самолетов. Нужны двигатели. График выпуска двигателей находился под контролем министра авиационной промышленности и лично И.В. Сталина. Жёстко? Но лозунг для всех тогда был единым: "Всё для фронта - всё для победы!"
И она пришла. А вместе с ней новые задачи военного завода в мирных условиях. Реактивная авиация развивается быстрыми темпами. Строятся первые советские реактивные истребители Як-15, МиГ-9, Су-9, Лa-150. Для них по зарубежным образцам в СССР создаются турбореактивные двигатели РД-10, РД-20, РД-45 и РД-500. Владимир Чернышев в это время работает главным инженером на заводе №500, где идет освоение английских авиадвигателей фирмы «Роллс-Ройс».
Вот как он писал об этом времени: «Закупленные образцы двигателей фирмы «Роллс-Ройс» не имели технической документации. По разработанному мною проекту организация серийного производства ТРД была разбита на этапы». И в 1947 году на заводе в Тушино уже испытывали свой двигатель: РД-500". Всего же их было выпущено с 1948 по 1951 гг. на заводе 1274 штуки. Примечательно, что по ряду показателей РД-500 пошел дальше своего «родителя»: заводские конструкторы, как люди одаренные, многое в нем усовершенствовали, стараясь сделать его более надёжным и простым в эксплуатации. Работать в те три года молодому директору завода приходилось буквально на износ: в семь часов утра Владимир Васильевич уже на заводе и сразу обход цехов. Домой – только в 10-11 вечера.
Успехи производства были налицо. Но как тяжело достался этот переход на выпуск реактивных двигателей, знали только директор и коллектив завода. Производственная база горячих цехов, созданная еще в 30-е гг. требовала глубокой реконструкции. В 50-е гг. на заводе был сдан первый участок производства по выплавляемым моделям. Начинается производство литых лопаток турбин из жаропрочных сплавов. Но директор понимал: требуется большая модернизация производства, заводу крайне необходим цех для массового выпуска литых точных лопаток. И Чернышев решает – строить литейный цех, первый в своем роде в советском авиамоторостроении.
Трудно перечислить все, что успел сделать на заводе Владимир Васильевич Чернышев за 36 лет своего директорства. Круг его забот распространялся на все страницы жизни предприятия. В поле его внимания постоянно была учеба рабочих и инженерных кадров. Этому хорошо служили проводимые «Дни мастера», «разбор полетов» которые вел сам директор, конкурсы мастерства среди специалистов различных профессий, практика студентов в заводских цехах…
Владимир Васильевич Чернышев активно поддерживал все новое и передовое: в технологиях, в станкостроении, всегда пропуская «через себя» прогрессивные идеи, витающие в воздухе. «Красный Октябрь», один из первых в стране, начал освоение высоких технологий с идеями ЧПУ. В цехах стали появляться сначала отдельные станки с ЧПУ, а вскоре целые производственные участки с такими станками. Производственное объединение «Красный Октябрь» стало школой передового опыта. Сюда потянулись сотни делегаций с других заводов нашей отрасли, со всей страны. Владимир Васильевич всячески поддерживал на заводе рационализаторство и изобретательство. Постоянно проводились конкурсы, посвященные этому движению.
Многие, кто работал в тесном и долгом контакте с В.В. Чернышевым, знали, как этот внешне суровый и строгий человек был открыт для помощи людям. Он любил делать людям добро. Как он радовался, вручая очередникам – работникам предприятия ордера на жилье. Он очень уважал тех, кто любил и умел работать, а женщинам за большой труд целовал руки
Последнее, что успел сделать на своём посту Владимир Васильевич Чернышёв - это запустить в серию моторы для самолётов МиГ-29. Но увидеть, как претворяет это в жизнь коллектив завода, он уже не смог. Всего же под его руководством было освоено серийное производство 12 типов турбореактивных двигателей для реактивной авиации и одного жидкостного ракетного двигателя для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
Его много раз награждали высокими правительственными наградами. Самым первым и самым дорогим для Владимира Васильевича был орден Красной Звезды, который ему вручили в августе 1941 года после эвакуации завода в Куйбышев. После вручения в 1966 году ему Звезды Героя Социалистического труда, а потом ещё и четвёртого ордена Ленина была последняя дорогая ему награда - орден Дружбы народов, вручённый директору завода "Красный октябрь" В.В. Чернышёву в 1981 году...
Доктор технических наук, профессор, депутат Верховного Совета РСФСР 6-7 созывов Владимир Васильевич Чернышёв умер 23 сентября 1983 года
На заводе, носящем его имя, стоит скромный памятник его бывшему руководителю. Традиции, заложенные в заводском коллективе Владимиром Васильевичем Чернышёвым - трудиться производительно, творчески, инициативно - остаются лозунгом предприятия и сегодня, что доказывают многочисленные победы на различных конкурсах молодых инженеров, вливающихся в коллектив ОДК ММП имени Чернышёва, входящего теперь в состав Госкорпорации Ростех.
Когда в небе над мирной Москвой в День Победы летят самолёты пилотажной группы "Стрижи", мы в Тушино первыми слышим гул их моторов. Тех моторов, которые когда-то запустил в серийное производство Владимир Васильевич Чернышёв, возглавлявший свой завод 36 лет.
Использованы материалы статьи "Его след в нашем небе" Людмилы Тищенко