Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости канала. Ура, следующий пост уже на канале и посвящён он угловому 4-х этажному зданию бывшего доходного дома. Его адрес по набережной канала Грибоедова, д. 125, а по Никольской площади, дом под № 6 а.
Как всегда вначале мы осмотрим декор фасада угловой части здания. Здесь, на каждом из этажей размещено по 4 оконных проёма, один из которых на всех этажах заложен.
Фасад, представленный в проекте.
В качестве декора основной части фасада выступает гладкая штукатурка. Над оконными проёмами первого этажа расположены замковые камни.
Нижний этаж от остальных отделяет широкий меандровый карниз.
Оконные проёмы второго этажа размещены в неглубоких нишах прямоугольной формы. В их подоконном пространстве устроены прямоугольной формы углубления.
На третьем этаже оконные проёмы арочной формы, также немного утоплены внутрь, а ещё обрамлены наличниками.
Декор на фасаде четвёртого этажа совсем отсутствует.
Здание со стороны набережной канала Грибоедова.
Фасад со стороны Никольской площади визуально разделён на три части. Средняя часть отличается от боковых. В доме спроектированы три лицевых парадных. Две из них находятся как раз со стороны площади.
В центральной части здания устроена воротная арка, ведущая во внутренний двор.
К сожалению, не сохранились оригинальные ворота.
В окне первого этажа скучает скульптура некоей Афродиты.
Прямо над воротной аркой центральной части здания таится палладианское окно.
Ещё и рамы, скорее всего, дореволюционные. Правда возникает вопрос, живёт ли кто-нибудь в этом помещении?
На уровне третьего этажа в центральной части здания по Никольской площади архитектор разместил массивный балкон, шириной в 3 окна.
Проёмы арочной формы все ещё, но не все, содержат внутри оригинальные оконные заполнения. Снаружи они забраны наличниками, составленными из длинных лавровых фестонов.
Ещё один оконный проём на уровне третьего этажа. Какой милый старинный люнет в верхней части проёма.
На фасаде четвёртого этажа декор так же отсутствует, как и в угловой части.
Фасад этого бывшего доходного дома скромный, решённый в стиле "Эклектика".
Один из парадных входов. Скоро мы сюда заглянем! Дореволюционные двери к сожалению не сохранились.
В проекте предполагалось над входом устроить зонтик-маркизу.
Декор всех четырёх частей дома различается только на уровне третьего этажа. Если в центральной части здания всех четырёх частей дома окна полуциркульной формы, то в его боковых частях проёмы снаружи забраны многоярусными наличниками, а сверху украшены прямыми сандриками на консолях.
Одно из таких окон. На самом деле, красота!
Балконные ограждения всех балконов были заменены на новые в советское время.
Изучив убранство лицевого фасада, заходим во внутренний двор.
Интересно, антресоль в проездной арке, жилая или нет.
Двор довольно обширный, внутри которого размещаются служебные помещения и чёрные лестницы.
Двор-колодец интересной формы. Жаль, что при создании календаря на 2024 год, с дворами-колодцами, я не обратил на него внимание.
Пришла пора познакомиться с историей застройки участка.
На плане Санкт-Петербурга 1737 года, в интересующем нас месте ещё стоит лес. Хотя на самом деле, здесь скорее всего, уже проживали люди.
План Петербурга 1753 года показывает изучаемый нами участок, входящий в состав большого землевладения.
Интересно было бы посмотреть, как выглядели постройки в угловой части, прямо на набережной речки Кривуши, будущего Екатерининского канала.
На плане 1798-го года на территории участка расположено три постройки.
В 1804-м году владельцем представлен священник Сергей Герасимов.
Он же, священник Герасимов, в 1809-м году всё так же владеет данной территорией.
А вот к 1822-му году очередными хозяевами представлены наследники священника.
К 1824-му году наследники священника Герасимова избавятся от отцовского хозяйства, продав его полковнику по фамилии Сердюков.
К тому времени, в дальнем углу участка расположены деревянные постройки.
Во второй половине 1830-х годов очередным домовладельцев представлена коллежская советница княгиня Хованская.
Из справочника 1837-го года узнаём, как зовут чету Хованских. Обнаружил, что князь Дмитрий Сергеевич Хованский скончался ещё в 1833 году. Тот ли? И вроде Хованские были бездетные.
Спустя 5 лет, в 1841-ом году, очередной домовладелец - купец 3-й гильдии Фердинанд Моровиц решит перестраивать стоявший ещё тогда на участке старый дом.
В период с 1841-го по 1844-й годы, у владения снова и уже в последний раз сменится хозяин.
Вплоть до самой революции и судя по всему, национализации частной собственности в пределах города, владеть участком будет семейство латышей по фамилии Плесце, позже читаемой как Плеске.
На 1841-й год так выглядел план дома.
В 1849-м году хозяйкой представлена почётная гражданка Плеске Софья Карловна. В девичестве она носила фамилию Риттер.
Плеске Эдуард, вероятно Людвигович, а может и Дмитриевич был мужем Софьи Карловны.
Купеческая книга 1865-го года показывает купца 3-й гильдии 41-го летнего Александра Дмитриевича Плеске.
Справочник 1868-го года собрал для нас всех родственников Плеске, проживающих в собственном доме на Никольской площади.
В 1869-м году Софья Плеске всё-так же являлась домовладелицей.
План постройки, датированный 1868-м годом.
Купеческая книга 1882-го года.
Справочник "Весь Петербург" 1892-го года.
Знакомьтесь! Фёдор Дмитриевич (Эдуардович) Плеске - российский зоолог-систематик, академик Петербургской Академии наук.
Плеске Эдуард Дмитриевич - государственный деятель. Образование получил в Александровском лицее. Занимал должности вице-директора и директора особенной канцелярии по кредитной части, управляющего государственным банком. В 1903 г. назначен управляющим министерством финансов, которым фактически не управлял ввиду болезни. В 1904 году назначен членом государственного совета. В 1885 году Эдуард Дмитриевич напечатал «Справочную книгу для податных инспекторов, казённых палат и казначейств».
В общем, более 70 лет домовладельцами являлось указанное семейство.
Практически всё семейство Плеске захоронено на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Но это ещё не всё. В раннее советское время в справочниках "Весь Петроград" на 1922 год встречаются представители фамилии Плеске. Например, некий Борис Эдуардович работал бухгалтером и проживал в Сапёрном переулке.
Фёдор Дмитриевич Плеске в 1922-м году служил учёным хранителем в библиотеке Зоологического музея.
В 1925 году Борис Эдуардович проживает уже на улице Ракова, нынешней Итальянской.
В 1926 году Борис Эдуардович ещё указывается, но в живых его уже нет. Расстрелян в возрасте 37 полных лет.
В 1930-м году Фёдор Дмитриевич ещё работает зоологом, всё в том же Зоологическом институте, но с кем! Вы только гляньте!
Такая вот история получилась. В конце довольно грустная. Но дабы переключиться с грустного на исследовательское, идёмте осмотривать одну из парадных этого дома. Самую интересную! Проходим в тамбур! Он сохранился оригинальным, правда неизвестно, с каких дореволюционных лет.
Заходим в парадный вестибюль. Он узкий. С пристенной печью, размещённой по левую руку.
Оглянемся в сторону входа. Печь вероятно не изразцовая. С нишей для зеркала и навершием-короной.
Надеюсь, что оно точно керамическое.
Часть деревянного тамбура с расстеклованной фрамугой.
Даже часть деревянных украшений можно рассмотреть.
На первом этаже располагаются две квартиры. У одной из них двери полноценные, двустворчатые.
А вход во вторую квартиру узкий и неудобный, в связи с чем очень притягивает взгляды. Можно заглянуть внутрь, пожалуйста?
Напольная цементная плитка, двухцветная, с меандровым бордюром по периметру.
К сожалению, по клейму бордюра не удалось опознать изготовителя.
Клеймо основного плиточного ковра состоит из множества крестиков.
Может быть кто-то из специалистов сможет по ним опознать изготовителя.
Часть повреждённой цементной плитки с клеймом.
Осмотревшись на первом этаже, поднимаемся на верхние.
На ступенях лестницы, ведущей наверх, сохранились кольца для крепления ковровой дорожки.
Странно, что не украли.
Колечко, скорее всего бронзовое, ближе.
Вид с межэтажной площадки на узкий парадный вестибюль.
Поднимаемся на площадку второго этажа.
Лестница похожа на фантастические картины Маурица Эшера.
Перильные ограждения здесь кованные, оригинальные.
Часть из них ближе.
Выглядят очень скромно, но изящно.
Треугольник ограждений почти сложился.
Вид на лестничный пролёт снизу вверх.
В этой парадной часть оригинальных дверей сохранилась до сих пор.
На квартирной площадке второго этажа полы составлены при помощи техники "терраццо".
С узором в центральной части полов.
Старинные двери, за которыми скрывается коммунальная квартира.
Дверные звонки, наверное уже не работающие.
Замочная скважина как часть оружейного глушителя.
Окна парадной выходят в узкий двор-колодец.
Поднимаемся выше.
Лестничные марши, высокие потолки, колонны... Почти торжественно!
Величественный простор. Но без ремонта всё это выглядело очень мистично.
Полы квартирной площадки третьего этажа выполнены из каменных плит.
Осталось подняться на последний, четвёртый этаж.
Потолки на последней межэтажной площадке очень низкие, хочется даже голову спрятать, чтоб не удариться.
Вид снизу вверх!
Вид на лестничный пролёт сверху вниз.
Чуть ближе.
Проём в потолке когда-то служил световым фонарём.
Уникальная, как и все в этом городе здания. С виду очень скромный, не особо узнаваемый, но внутри таящий несколько необычных лестниц.
Очень вас благодарю, Друзья, за помощь в создании роликов и просто за интерес к этому неисчерпаемому и даже таинственному Городу!
До новой встречи, Друзья!