Представим распашное окно в парадных залах особняка XVIII-XIX веков. Для фиксации его высоких створок потребуется несколько автономных задвижек или крючков, размещенных на разном уровне, при этом дотянуться до самого верхнего из них без помощи лестницы будет проблематично. Видимо, чтобы облегчить жизнь владельцам особняков (а точнее ― их слугам), чей-то светлый инженерный ум придумал продольные накладные задвижки с планками на всю высоту окна, которые позволяют открыть или закрыть створку одним движением ручки.
В зависимости от используемого способа запирания такие оконные приборы делились на кремоны (cremone или cremone bolt) с раздвижным механизмом и эспаньолеты (от французского «espagnolette» ― "испанская задвижка") ― с прижимным механизмом.
В кремонах при повороте ручки, расположенной на центральной коробочке, верхняя и нижняя штанги двигаются в противоположных направлениях и входят в заглушки, установленные на оконной раме. В эспаньолетах при помощи ручки-рычага высокая штанга проворачивается и установленные на ней сверху и снизу крючки входят в пазы на раме.
Сохранившиеся или воссозданные кремоны и эспаньолеты можно увидеть во многих исторических зданиях Петербурга, в том числе в общедоступных музеях. Самые роскошные экземпляры с изысканными ручками встретились мне в Эрмитаже (кстати, обратите внимание на фактуру стекла на этой фотографии).
А эту простую, но милую ручку я сфотографировала в доходном доме А. М. Эрлиха, где открыт музей-квартира Елизаровых.
Металлическая оконная фурнитура стоила недешево. Игорь Андреевич Киселев в книге «Интерьерный архитектурный металл. Оконные и дверные приборы первой половины XIX века» пишет, что она могла быть дороже самих переплетов.
Известно, что металлическую фурнитуру для новых частных комнатах Николая II в Зимнем дворце выполнял художественно-слесарный завод Карла Винклера.
Карл Винклер сообщал своей сестре в письме от 6 ноября 1895 года: «У меня теперь много работы для частных покоев царя, так как его кабинет и его библиотека устраиваются в готическом стиле. Мы производим все скрепления (Beschläge) для дверей, окон и шкафов, люстр, канделябров и т. д. Даже для лампы над его письменным столом…
"К. Винклер и его художественно-слесарный завод «Карл Винклер» в Санкт-Петербурге". Журнал "История Петербурга" № 4 (38) 2007 г.
И в заключении ― о сложностях терминологии. Слова «кремон» и «эспаньолет» я впервые услышала на одной из интерьерных экскурсий (и впоследствии слышала неоднократно); их активно используют в статьях на своих сайтах производители современной оконной фурнитуры «под старину». А вот в двух найденных мною в библиотеке объемных работах, посвященных историческим дверным и оконным приборам (вышеупомянутых в тексте книгах И. А. Киселева и В. А. Дзугаева), я этих терминов не обнаружила: авторы используют понятия «раздвижной оконный шпингалет» и «прижимной оконный шпингалет».
Эспаньолет упоминается в словаре-глоссарии «Термины российского архитектурного наследия» В. И. Плужникова как «разновидность шпингалета, запирающий оконные створки высокий железный стержень с поворотной вытянутой ручкой в средней части», а вот кремон я в нем не обнаружила. Если у вас есть какие-то интересные источники по этой теме, буду признательна, если поделитесь ими в комментариях.