Водители, ставшие участниками ДТП, иногда прибегают к помощи аварийных комиссаров, отказываясь от возможности вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД. Не всегда принятие такого решения является полезным для того или иного участника ДТП.
Почему?
Вывод об этом можно сделать, например, из дела № 12 – 117/2021 (Решение Свердловского районного суда города Красноярска от 17.05.2021г.).
Суть дела в следующем. Произошло ДТП с участим двух транспортных средств. Сотрудники ГИБДД на место ДТП не выезжали, а документы первично были оформлен с помощью аварийного комиссара (схема ДТП). Только потом водители приехал в отдел ГИБДД, где одному из водителей выписали постановление по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ (водитель в нарушение п. 13.9 ПДД РФ, не уступил дорогу транспортному средству, приближающемуся по главной дороге, в результате чего произошло ДТП). Казалось бы, всё хорошо. Но не тут-то было. Водитель, которому выписали постановление по ч. 2 ст. 12.13 КоАП подает жалобу в суд и суд отменяет постановление ГИБДД со ссылкой на недоказанность вины водителя, обвиненного в нарушении п. 13.9 ПДД РФ. Дело в том, что в материалах отсутствовали достаточные доказательства вины одного из водителей: видеозапись правонарушения, рапорт, протокол об административном правонарушении и схема дорожно-транспортного происшествия, которая была бы составлена сотрудником ГИБДД. Имеющаяся в деле схема ДТП, оформленная водителями при участии аварийного комиссара, была признана недостаточной для установления вины водителя так, как не содержала замеров. С учетом этого в деле осталось лишь «слово против слова» (объяснения водителей противоречащие друг другу), а этого в силу презумпции невиновности недостаточно для установления вины водителя.
С учетом этого становиться понятно, что самостоятельное оформление ДТП может привести к неблагоприятным последствиям в виде ухода виновного водителя от ответственности. Предлагаю вам самостоятельно додумать во что это всё может вылиться в конечном итоге.
Вывод: Фиксировать обстановку на месте ДТП должны профессионалы (обученные, уполномоченные государством сотрудники ГИБДД), а не случайные люди, впервые попавшие в данную ситуацию. В противном случае нередко для потерпевших будут наступать неблагоприятные последствия.
Автор: автоюрист Лезин А.В., г. Самара.