Россия и КНДР обменялись делегациями на фоне саммита АТЭС и очередной конфронтации на Корейском полуострове
15 ноября в Пхеньян прибыла российская делегация для участия в заседании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По информации северокорейского информагентства ЦТАК, КНДР и Россия обсуждают «практические вопросы сотрудничества» в различных сферах. Здесь, конечно, вопрос направленности «научно-технического сотрудничества»практически не вызывает сомнений несмотря на закрытость темы. О том, что обсуждаются, в том числе, вооружения, говорят многие эксперты — и в этом есть здравый смысл.
В это же время делегация КНДР, возглавляемая министром культуры республики Сын Чон Гю, отправилась в Россию для участия в IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Предыдущая встреча между представителями Москвы и Пхеньяна произошла в октябре в Перми, где проходил спортивный форум.
Одной из первых отреагировала Япония. «Мы с большим вниманием продолжаем сбор информации, связанной с Северной Кореей, включая обозначенный вами пункт», — ответил секретарь японского кабинета министров Хирокадзу Мацуно на просьбу журналистов прокомментировать визит в КНДР делегации из РФ и развитие отношений между Пхеньяном и Москвой.
Однако не только Токио обеспокоен тем, кого соседи приглашают в гости. Визиты делегаций уже успели обсудить на форуме АТЭС, едва он успел открыться — как будто взаимодействие России и КНДР в научной и культурной сферах вдруг стали основными темами форума всего Азиатско-Тихоокеанского региона. МИД Южной Кореи рассказал о прошедших переговорах Блинкена с главами внешнеполитических ведомств Южной Кореи и Японии Паком Чином и Ёко Камикавой, на которых они на троих обсудили российско-северокорейскую угрозу. Однако ничего нового: российско-северокорейская угроза — неплохой повод выбить хоть какое-то финансирование, пока это ещё возможно. Ожидаемо, министры договорились об «укреплении трёхстороннего сотрудничества для борьбы с каналами финансирования ракетной и ядерной программ КНДР». Министры трёх государств повторили, что военное сотрудничество России и Северной Кореи представляет серьёзную угрозу не только Корейскому полуострову, но и международному миру и стабильности. Они намерены реагировать вместе с международным сообществом на основе взаимодействия Южной Кореи, США и Японии. Заявление об этом выпустил заявление МИД Южной Кореи сразу после того, как североамериканские бомбардировщики B-52 уже в который раз отработали ядерный удар по КНДР.
Это были уже двенадцатые подобные учения и седьмые — только в этом году. Все совместные учения США — Южная Корея уже традиционно заканчиваются северокорейским пуском ракеты, но в этот раз КНДР припасли новую версию. Центральное телеграфное агентство Кореи объявило, что учёные страны разработали твердотопливные двигатели нового типа, предназначенные для баллистических ракет средней дальности, при этом на испытаниях «достигнут очень удовлетворительный результат», что бы это ни значило.
Всё это, в свою очередь, тоже ожидаемо, шокировало Токио, который заговорил о «неожиданных атаках» со стороны КНДР.
Международный фон
Напомним, что ещё в августе Япония санкционировала удары по чужой территории. Это косвенно подтверждало министерство обороны, запрашивая рекордный бюджет для «реализации недавно санкционированных возможностей для нанесения ударов по вражеским целям и для усиления сдерживания в связи с ухудшением региональной обстановки в области безопасности». И конечно, соседи этой неагрессивной страны принимают данный факт во внимание. Более того, до сих пор доподлинно не известно, что же скрывается под словом «санкционировано», учитывая то, что японские силы самообороны фактически находятся под управлением США.
АТЭС
«Обмен делегациями» происходит во время открытия саммита Азиатско-Тихоокеанского Экономического сотрудничества, который проходит в Сан-Франциско. Несмотря на то, что основная часть официальных мероприятий саммита касается торговли и инвестиций, президент Южной Кореи Юн Сок Ёль уже заявил, что направляется в США именно с целью «заручиться поддержкой других лидеров для скоординированного ответа на растущие военные связи между Северной Кореей и Россией». Однако это больше похоже на демагогию, потому как никакого ответа «другие лидеры» предложить не могут. Юн раскритиковал «незаконное сотрудничество» между Северной Кореей и Россией, назвав его «серьёзной угрозой региональной безопасности». При этом его визит в США последовал сразу же за визитами в Сеул госсекретаря США Энтони Блинкена и министра обороны США Ллойда Остина, где уже они оба тщательно «выражали обеспокоенность» по поводу более очевидных, чем раньше, связей между Россией и КНДР.
Ранее Остин заявил, что Китай и Россия помогают Северной Корее наращивать свой военный потенциал. Он сослался на южнокорейскую разведку, заявившую, что Пхеньян завершает подготовку к запуску спутника-шпиона и, по-видимому, получил техническую помощь от России. При этом Блинкен говорил прямо противоположное: что КНДР помогает России «наращивать военный потенциал» и отправляет технику для СВО. Что же это за параллельные реальности в Белом доме, выяснить не удалось (как и принадлежность знаменитого пакета с кокаином), но оба утверждения Кремль назвал ложными и необоснованными.
АСЕАН
В то же время в Индонезии проходит форум меньший по размерам, но не менее важный — встреча министров обороны стран АСЕАН, в которой ожидается участие представителей как России, Китая и Индии, так и другого лагеря — Японии и Австралии. При этом наши «геополитические оппоненты» заявили такие темы, как Израиль и Украина. И это несмотря на то, что собственно регион, о котором идёт речь — Юго-Восточная Азия и сама сталкивается с фундаментальными проблемами в Мьянме, военные действия в которой подходят к границе с Индией.
Мьянма входит в состав АСЕАН, но министра обороны этой страны не пригласили на саммит из-за невыполнения военным правительством мирного плана из пяти пунктов, разработанного для ослабления насилия.
Совместных заявлений по поводу ведущихся в настоящее время военных действий, судя по всему, не будет, поскольку, по мнению Индонезии — хозяйки форума, «каждый член АСЕАН видит по-своему». Всё-таки Индонезия — крупнейшая и «ведущая» страна АСЕАН, пусть топорно, но пытается выходить в русло независимой политики.
Традиционно Индонезия стремилась к хорошим отношениям и с США, особенно в области безопасности и обороны. Но и Китай — тоже крупнейший партнёр страны, только в области торговли. В последнее время значительно улучшились отношения Индонезии и России, что никак не радует Вашингтон. И нежелание поднимать на саммите темы российско-северокорейского сотрудничества — закономерное продолжение такой политики.
Ось добра
Сотрудничество Пхеньяна и Москвы продолжается достаточно долгий срок, и это не секрет ни для кого. Но если раньше Россия подчёркивала исполнение требований ООН по северокорейским санкциям и неоднократно заявляла, что не нарушает их, то теперь эта риторика уходит в небытие.
Всё чаще происходят открытые контакты на разных уровнях, заключаются договоры, происходят обмены — как информацией, так и различной продукцией, в том числе, такой, которую «геополитический враг» совсем не хотел и не ожидал увидеть в действии. И, пожалуй, это один из важнейших результатов санкционной политики запада: формирование реальной «оси добра», то есть усиление взаимодействия между странами — противниками гегемонии запада, странами, подвергнутыми санкционному давлению и экономическому терроризму, странами — бывшими колониями и другими сторонниками полицентричного устройства, которые вместе образуют подавляющее мировое большинство.