Камера и объектив, безусловно, основные инструменты фотографа, однако полезная и нужная техника в фотографии на этом еще не заканчивается. Именно о полезных фотоаксессуарах и поговорим в этой статье. Причем постараемся ограничить наш обзор наиболее универсальными вариантами, которые не зависят от специфики жанра выбранного фотографом и будут одинаково нужны как профессионалу, так и начинающему любителю. Всего в обзоре мы рассмотрим три основных категории аксессуаров.
Начнем с большого ассортимента специальных органайзеров для хранения разных мелких предметов:
Органайзер для карт памяти бывает двух основных видов: мягкие портмоне и жесткие кейсы. У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы, например, жесткие кейсы (JJC MC-SD12, 12 SD или SmallRig 2832B Memory Card Case) прекрасно защищают карточки он внешних воздействий, но при падении сами могут треснуть, а еще у них может отломаться защелка (но это чисто теоретически). У мягких портмоне в плюсах их практически полная неубиваемость, особенно у вариантов с застежкой в виде липучки, однако карточки в них менее защищены и материал самих портмоне со временем протирается. Что именно выбрать, решает сам фотограф, но карточки, размещенные в такой органайзер, практически не теряются и меньше страдают от внешних повреждений, так что аксессуар реально полезный и нужный.
Чехлы для фильтров - вещь очень практичная и нужна она тем, у кого много эффектных фильтров: поляризационные, градиентные, цветные, реверсивные, звездные и так далее. В основном чехлы для фильтров выполнены в виде тканевых пеналов с прозрачными карманами из мягкой пленки (чехол для светофильтра B+W Schneider 11.5 х 11.5 см или Hoya Sq100 Pouch 6X, фильтры с чехлом - Hoya PROND EX Filter Kit 8/64/1000, 77mm), что позволяет выбирать нужный фильтр, не вынимая его из ячейки. Чехол-органайзер предохраняет фильтры от повреждений и позволяет отказаться о ношения громоздкой кипы оригинальных громыхающих коробок от фильтров.
Отдельный органайзер или чехол выпускается и для аккумуляторов, причем как от самих камер, так и пальчиковых для накамерной вспышки или синхронизатора. Особенно ценны такие контейнеры для репортажных и свадебных фотографов. Так как позволяют контролировать и раздельно размещать заряженные и уже разряженные аккумуляторы. Иногда выпускаются пеналы для хранения и карточек, и аккумуляторов сразу, что для многих может быть даже удобней, чем носить два раздельных чехла (Vanguard Alta BCL или Fujimi FJ-BATBOX).
Следующей категорией важнейших и наиболее универсальных аксессуаром к камере можно считать ремни для ее переноски (Vanguard VEO Optic Guard NS, Peak Design Camera Strap Leash V3.0, COOPH для Leica), а если сказать более точно, то системы ношения камеры. Ведь простейший шейный ремень для камеры в наше время претерпел бесчисленное количество усовершенствований и трансформаций, во множестве которых практически полностью перевоплотился в весьма специализированные изделия:
Портупея — система из двух и более ремней, позволяющая крепить на скользящих карабинах одну или две камеры одновременно (. Очень удобно для тех, кто снимает репортаж, жанр или событийные съемки и вынужден носить две рабочих камеры, чтобы не терять время на смену основных рабочих объективов во время работы. К тому же существуют и полупортупеи, на них можно подвесить только одну камеру, но их плюс заключается в том, что основной вес камеры приходиться на плечи фотографа, это намного удобней, чем носить тяжелую камеру на натирающем в жару шейном ремне.
Поясные клипсы для камер (Peak Design Capture V3, PGYTECH Beetle Camera Clip), позволяющие безопасно переносить камеру на широком поясном ремне, а при необходимости практически моментально отстегивать ее одним движением пальца. Система очень удобна, практически камера не имеет ремня. Многие фотографы предпочитают именно такое решение, так как стандартный шейный ремень или даже портупея может периодически цепляться за что-то и путаться, мешая свободе движения фотографа
Кистевые ремни с фиксацией на запястье (JJC HS-N или JJC HS-PRO1P Black) и без (Canon Hand Strap E2) являются скорее дополнением к клипсе. Они компактны, не сковывают движение и в то же время надежно страхуют технику, используемую без шейного ремня. Особенно эффективны кистевые ремни с фиксацией на запястье фотографа — даже если пальцы разожмутся или камера выскользнет из руки от удара или неловкого движения, фотоаппарат все равно останется в руке, повиснув на запястье оператора.
Современные фотоаппараты становятся все легче и компактней, а оптика к ним, особенно светосильные модели объективов, по-прежнему весят достаточно много. Конечно, приятно носить легкую камеру в сумке, но снимать слишком компактным фотоаппаратом может быть уже неудобно. По этой причине в качестве третей категории наиболее универсальных аксессуаров были выбраны вспомогательные рукоятки и упоры к камерам. Многие производители выпускают оригинальные упоры под большой палец руки для компактных и легких корпусов современных камер с дизайном в стиле ретро. Это удобно и очень функционально и не мешает работе с органами управления камеры (к примеру упоры для камер Fujifilm: JJC TA-XT5, JJC TA-X100V).
Также существуют разнообразные дополнительные рукоятки, улучшающие хват камеры и позволяющие не виснуть мизинцу руки в воздухе. При этом вес таких рукояток очень незначительный и камера остается легкой (JJC HG-XT4, Fujifilm MHG-XT5 или JJC HG-X100V). Бывают модели и с расширенным функционалом, от введения дополнительной проушины для ремня до целых систем крепления дополнительного оборудования.
В завершении статьи хотелось бы отметить, что действительно нужных и полезных аксессуаров к камере и объективу выпускается очень много, при этом многие из них не просто улучшают эргономику камеры, но и являются непременной составляющей в списке оборудования, без которого некоторые виды съемки просто невозможны. В качестве доказательства такого заявления можно привести следующий список аксессуаров с указанием видов съемки, для которых они необходимы:
- пульт дистанционного управления (пейзаж, макросъемка, астрофотография)
- поляризационные и эффектные фильтры (репродукции, пейзаж, предметная съемка, натюрморты, рекламная фотография, …)
- сетевые адаптеры (предметная и каталожная съемка в больших объемах, таймлабс)
- влаго и термозащитные чехлы на камеру (все виды пленэрных съемок в ненастную погоду).
Но все перечисленные в этом списке аксессуары уже не являются универсальными и должны приобретаться фотографом по факту необходимости для выполнения тех или иных специализированных видов съемок.
А какие аксессуары к камер или объективы используете вы? И на сколько сложно найти необходимые вам фотоаксессуары в продаже?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2023 г.