Найти в Дзене

Ребенок заикается. Что делать?

Оглавление
Заикание – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, которое вызвано повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Проще говоря, это судорога артикуляционного (речевого) аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

Данное нарушение речи характеризуется частым повторением или пролонгацией (продлением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи, чаще всего с 3 до 3,5 лет).

Ребенок с заиканием знает, что именно он хочет сказать, но произнести это ему трудно. Это довольно распространенный дефект речи, который мешает ребенку в его повседневной жизни, вносит большие коррективы и явный дискомфорт.

Развивающееся заикание считается наиболее распространённой формой заикания. Оно обнаруживается у детей в возрасте от 1 до 8 лет, когда речь и языковые навыки формируются особенно стремительно.
«Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, она измеряется только секундами, тем не менее приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя» И.А. Сикорский
«Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, она измеряется только секундами, тем не менее приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя» И.А. Сикорский

Признаки заикания:

►︎ запинками охвачена вся или практически вся речь

►︎ повторение звуков или слогов

►︎ паузы внутри слова

►︎ иносказания, чтобы заменить проблемное слово

►︎ паузы в речи, которые могут быть беззвучными или сопровождаться каким-либо звуком

►︎ голосовые повторения (уууулица, ээээхо)

►︎ голос резко пропадает или появляется крик/писк

►︎ удлинение звуков

►︎ чрезмерное физическое напряжение при произнесении слов

►︎ появляются проблемы с дыханием.

📌В речи есть:

- клонические запинки (многократные повторения какого-либо звука или слога (ббббабушка, кококошка, реререзать);

- тонические запинки (длительные напряжения мышц при попытке произнести какой-либо звук или слог) (ттттак, кккккуда и т.д.);

Любая работа бессмысленна без ликвидации причины.
Любая работа бессмысленна без ликвидации причины.

Причины заикания

Причины делят на 2 группы: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим (фоновым) относят:

1. Внутриутробное поражение ЦНС. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с внутриутробной гипоксией, либо асфиксией в родах, с родовыми травмами, токсикозами беременности и др.

2. Наследственная предрасположенность (определяется чаще всего врожденной слабостью речевого аппарата).

3. Невропатическая конституция ребенка. Особая чувствительность, тревожность, ночные страхи, энурез - часто выявляются у детей, страдающих заиканием.

Воздействие чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к заиканию у детей. Подобными раздражителями заикания у детей могут быть следующие причины (производящие причины):

1. Гипотрофия - хроническое расстройство питания у детей, преимущественно раннего возраста, которое характеризуется развитием истощения с дефицитом массы тела;

2. Тяжелые инфекции (это может быть корь, менингит, коклюш, энцефалит и др.);

3. Интоксикация - реакция организма на воздействие ядовитых веществ (токсинов) различного происхождения;

4. Черепно-мозговая травма (травма головы);

5. Рахит - заболевание детей грудного и раннего возраста с расстройством костеобразования и недостаточностью минерализации костей;

6. Длительные или одномоментные психические потрясения.

-3
Очень часто родители бывают озабочены тем, что в речи ребенка появились «спотыкания», переживают, что это может быть заикание.

В этом случае, всегда нужно помнить, что есть такое понятие, как «речевые запинки», и часто за заикание принимаются именно они.

Как отличать речевые запинки от заикания?

1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области шеи, рта в отличие от заикания;

2. При запинках, у ребёнка не наблюдается подёргиваний головой, плечами, явных судорожных движений, моргания;

3. При запинках у ребенка не перехватывает дыхание;

4. Запинки являются физиологическим состоянием. Обычно они проходят самостоятельно, когда ребёнок начинает говорить свободно.

Что делать, если у ребенка возникло заикание?

1. Посетите специалистов: логопеда, детского невролога, психолога;

2. Не перебивайте и не договаривайте фразы за ребенка;

3. Для того, чтобы у ребенка не сформировался комплекс неполноценности из-за его речи, постарайтесь не акцентировать на этой проблеме свое внимание. Проявляйте спокойствие;

4. Выполняйте с ребенком дыхательную гимнастику; контролируйте речь, учите делать паузы между словами;

5. Пойте вместе с ребенком. Пение позволяет снизить или вовсе убрать напряжение дыхательных артикуляционных мышц;

6. Говорите медленно, ребёнка приучайте к неторопливой речи. Избегайте критики речи и исправлений.

Свою актуальность не потеряла и по сей день монография «О заикании» российского психиатра и публициста Ивана Алексеевича Сикорского, изданная в 1889 г.
В ней, он рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

⚠️Важно!

Заикание не проходит самостоятельно! Если вам кажется, что ребенок заикается - запишитесь на диагностику к специалистам (логопед, невролог, психолог). Они посмотрят на имеющуюся проблему комплексно и дадут грамотные инструкции. Не ждите, когда запинки начнут усиливаться, и превратятся в хроническую форму. Действуйте сразу, не откладывая!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Ставьте 👍, если было полезно.

Всем правильной и красивой речи 🤍

#заикание #диагностиказаикания #речьребенка #логопед #занятияслогопедом #советылогопеда #озаикании