Каждому верующему человеку Господь даровал бесценную благодать в виде возможности приносить покаяние — раскаиваясь от всего сердца и искренне веруя, мы можем очиститься от всех совершённых когда-то грехов и получить Божье прощение.
Однако существует одно прегрешение, которое Господь не вправе простить никому — речь идёт о грехе самоубийства.
Человек, сознательно лишивший себя жизни, данной ему Богом, уже не может заслужить прощение Церкви, так как прощение грехов может быть достигнуто только посредством раскаяния.
Суицид включает в себя как сам факт убийства, так и недоверие к Господу, отсутствие подлинной веры и малодушие, которое толкает нас на отчаянные, непоправимые поступки. Идя на поводу у вышеперечисленных прегрешений, человек отвергает свой земной крест вместе с надеждой на Спасение.
К сожалению, явление самоубийства известно человечеству с давних пор. Священнослужители всегда запрещали людям возносить молитвы о тех, кто осознанно отверг Священный Божий дар в виде возможности жить.
Каждому христианину от рождения дан свой крест, и, неся его терпеливо и смиренно, с упованиями на Господа, мы, в конце концов, обретаем Спасение.
Подобная судьба представляется верующим людям не наказанием, но способом совершенствования души, возможностью подготовить её к жизни в Царствии Небесном.
Трудности и невзгоды закаляют наш дух, совершенствуют его. Кроме того, подобные испытания учат нас относиться к Небесному Отцу с абсолютным доверием и бескорыстной любовью.
И когда мы стремимся постичь религию не только сердцем, но и разумом, наша скорбь превращается в удовлетворение и отраду.
Православные люди знают о том, что Господь никогда не даст человеку крест, который окажется ему “не по плечу”. Они понимают, что любое страдание и любую печаль можно победить, обратившись за помощью к Богу.
Кроме того, нельзя пренебрегать и духовным трудом — на Господа, конечно, нужно надеяться, но, в то же время, нельзя плошать и самому.
К сожалению, современные люди нередко оказываются в плену у собственных несчастий, легко поддаются безверию и считают Церковь пережитком прошлого, уже никому не нужным и бесполезным.
В результате человек, долго живущий без Бога, устаёт от бесконечных внутренних терзаний и начинает думать о самоубийстве.
Ситуация осложняется и другими нераскаянными пороками — блудом, гордыней, воровством, ложью и пагубными зависимостями.
Такой человек не может понять, что мысли о суициде порождает его неправедная, греховная жизнь. Беды легко “прилипают” к тем, кто игнорирует моральные законы и могущество Небесного Отца.
В подобном случае прийти на помощь может только своевременное покаяние — оно избавит грешника от страданий и приблизит его к Господу. Обращения к Всевышнему спасают наши души, а погружения в порочность, напротив, приводят к неминуемой погибели.
Нельзя забывать и о том, что суицид влечёт за собой не только духовную гибель — это поистине огромное горе для родственников и близких людей самоубийцы.
Людей, совершивших суицид, не отпевают в Церкви — их не поминают в минуты Литургических служб и не хоронят при Храмах. Самоубийцами считаются и люди, погибшие от чрезмерного употребления алкоголя или наркотических веществ, а также больные, настоявшие на эвтаназии.
Важно понимать, что священнослужители не отпевают таких людей не потому, что не хотят, но потому, что человек, совершивший самоубийство, сам отверг Небесного Отца — суицид противоречит важнейшей идее сотворения человечества для существования в Вечности.
Бог всегда даёт нам возможность выбирать между благим и греховным, между тишиной и разговорами, между жизнью и гибелью. А потому батюшки никогда не станут насиловать волю человека, добровольно ушедшего из жизни, ведь он сам отринул смирение и возможность получить помощь Небесного Отца.
Поделился своими мыслями на этот счёт и Православный священник Николай Петров:
“...Суицид, если рассуждать о нём в контексте “степени греховности”, ничем не лучше и не хуже, к примеру, убийства. Однако самоубийца уже не имеет никакой возможности раскаяться в содеянном. Если человек, совершивший убийство, не принесёт покаяния, он понесёт то же наказание, что и самоубийца.
Однако даже само слово “наказание” не совсем корректно — речь здесь идёт о последствиях тех тяжких духовных состояний, в которых люди ставят себя на место Господа, решая, кто достоин жизни, а кто — нет.
Человек, возомнивший себя “Господом”, остаётся без настоящего Бога, который в такой ситуации уже неспособен оказать ему помощь, невзирая на всю любовь и милосердие.
Суицид — это всегда неверие в Бога.
Как бы мы, христиане, ни страдали и ни мучались, нас спасает твёрдая вера в промысел Господний и Любовь Небесного Отца. Другое дело, если человек уходит из жизни, находясь в состоянии, в котором он за себя не отвечает.
Если подобное произойдет в результате алкогольного опьянения, то отвечать человеку придётся за грех пьянства — а ведь этот грех, к слову, он тоже не успеет исповедовать.
Если же суицид совершает психически нездоровый человек, то Господь будет вершить над ним Суд, “учитывая” данное обстоятельство, причём вне зависимости от того, отпевали его в Храме или нет. Не Церковь решает, спасётся ли дух человека после смерти или нет. Она лишь дозволяет или не дозволяет вознесение молитв о его душе.
А потому мы должны понимать, добровольным или недобровольным было решение человека уйти из жизни. Нет нужды рассуждать о каких-либо “смягчающих обстоятельствах” — бесполезно отпевать души людей, добровольно отказавшихся от жизни, дарованной Богом, и, соответственно, от веры.
При этом важно понимать, что даже нездоровый человек может совершить самоубийство абсолютно осознанно, без влияния недуга, и отпевания его душе уже ничего не дадут.
Также и люди, которых отпевать не стали, могут быть невиновны в совершении самоубийства — в таком случае Господь, само собой, будет судить их соответствующим образом.
Иначе говоря, отпевание показывает отношение Церкви к тем или иным прегрешениям, однако оно не гарантирует и не исключает возможность Спасения души”.
Читайте еще: