Найти тему

«Момент инерции» завоевал Гран-при

В Абаканском дворце молодежи прошел финал IX Фестиваля малых форм хореографии «Performance». Вниманию членов жюри и зрителей были представлены современные и экспериментальные, народные и эстрадные хореографические постановки. В фестивале участвовали танцевальные коллективы и сольные исполнители от 12 лет и старше. По итогам конкурсного отбора были определены лауреаты и дипломанты по трем номинациям в двух возрастных категориях: соло-дуэт, малые формы и ансамбли. Наше внимание привлек коллектив, который стал обладателем Гран-при фестиваля. Руководитель студии «RomAnn dance company» Анна ЧИХИРИНА (СВЕТЛАКОВА) поделилась своими впечатлениями и рассказала о том, как же команда готовилась к конкурсу.

Анна, как родилось название вашей студии?

— Название было составлено из двух имен. «Rom» — это Роман, так зовут моего коллегу, «Ann» — мое имя Анна, и получилось: «RomAnn». А «dance company» переводится как «танцевальная компания». Мы хотели придумать какое-нибудь оригинальное название. Очень много по всей России коллективов и команд с одинаковым названием. И в поисках чего-то оригинального, запоминающегося мы решили вот так «поиграть» с нашими именами.

С чего началась ваша личная история знакомства с искусством танца?

— На самом деле все достаточно банально. В детстве, когда в школе нужно было выбрать кружки, которые впоследствии будем посещать, нас поставили перед выбором: вокал или танцы. Меня заинтересовали оба направления, поэтому я занималась в двух кружках. Но впоследствии танцы меня увлекли больше, и после школьного кружка я пошла в более профессиональный коллектив, где руководителем была Елена Ивановна Шарай. Она, кстати, до сих пор с детьми занимается. Я решила связать свою жизнь с танцами, поэтому впоследствии окончила колледж и университет по этому направлению и теперь работаю по профессии.

Ваши ученики участвовали в «Performance» в первый раз, или до этого уже был опыт?

— Мы уже участвовали в этом фестивале несколько раз. И это не первая наша победа, не первое завоеванное Гран-при.

Как отбирали танцоров в команду для выступления?

— Подготовка к мероприятиям, как и занятия в студии, начинается в сентябре. И те дети, которые не пропускают тренировки, не халтурят и прилагают усилия, в итоге встают в номер. Мы его отрабатываем, и после этого уже можем участвовать в конкурсах и мероприятиях.

С какими трудностями сталкивались при постановке номеров?

— Данный номер под названием «Момент инерции», с которым мы выиграли в этом году, не был поставлен именно для «Performance». У нас есть репертуар, и перед тем, как подать заявку на тот или иной конкурс, мы смотрим, а подходит ли номер под требования или нет. Танец должен иметь какой-то определенный смысл. В итоге мы выбрали «Момент инерции», «Сандзару» и «Живи и помни», потому что, по нашему мнению, они подходили под формат конкурса. Но все эти номера были поставлены заранее для репертуара.

Что вы хотели передать в своих номерах? Какой у них был посыл?

— Мы захотели выставить три абсолютно разных номера, которые совершенно были бы не похожи друг на друга. «Сандзару» — это философская миниатюра о трех обезьянах: «ничего не вижу», «ничего не слышу» и «ничего не говорю». Номер был поставлен по мотивам этого символического изображения, мы попытались раскрыть его и показать, что оно означает. «Живи и помни» — это постановка очень тяжелая в исполнении. В ней поднята казачья тема, тема патриотизма и отражается сила духа женщин, не уступающих мужчинам! А вот «Момент инерции» очень интересен тем, что номер именно об этом явлении. Например, есть антистресс «Кинетический маятник Ньютона». Шарики, которые подвешены на леске, стучат друг об друга в момент инерции. И если посмотреть на процесс удара и отскока в замедленной съемке — то именно об этом, о том, что происходит в моменте, и наш номер. В жизни вообще много взаимодействия. И мы хотели передать именно ту секунду, в которую произойдет контакт и начнется уже следующее действие. Сюжет, может, и не очень замысловатый, но достаточно глубокий, потому что об этих вещах в быту мы редко задумываемся.

Как долго готовили танцы?

— «Живи и помни» поставили быстро, потому что помогал приглашенный специалист из Кемерова, сроки были ограничены. А «Момент инерции» мы начали ставить в 2017 году, и с тех пор каждый год его дорабатываем, что-то добавляем. Если посмотреть видеозапись с этим танцем 2016 года и то, как дети исполняют его сейчас, то можно заметить, что это уже два совершенно разных номера, только костюмы те же. Каждые полгода мы совершенствуем свои номера и добавляем в них что-то новое. С «Сандзару» абсолютно та же самая история, он тоже в постоянной доработке.

Какой настрой был у танцоров: волнение или уверенность в победе?

— В «Performance» принимала участие только старшая группа, мы ее называем «основной состав». Когда группа выступала с первым номером «Момент инерции», ребята очень сильно переволновались. Члены жюри, может, этого и не заметили, но я, как тренер, увидела и почувствовала волнение, потому что знаю, как они могут танцевать. Потом во время двух последующих номеров «Сандзару» и «Живи и помни» они уже оставили это волнение за кулисами и на сцену вышли более уверенно, а я как зритель почувствовала их энергетику. Как педагог могу сказать точно, что два последних номера ребята станцевали просто прекрасно, но вот что касается «Момента инерции», то исполнение бывало и лучше. А жюри ориентируется на свои первые впечатления. Оттого всегда интересно ждать результат.

Что вы почувствовали, когда команда завоевала Гран-при? Это было неожиданностью?

— Мы этого вообще не ожидали. Настрой на этот конкурс был «выйти, станцевать, получить удовольствие». До «Performance» мы участвовали еще в одном конкурсе, и в нем мы не выиграли. Так что результаты могли быть любые. Тем более мы посмотрели весь конкурсный день, и было представлено очень много хороших работ, как по исполнению, так и по балетмейстерской задумке. А мнение жюри — очень субъективная вещь. И никогда не угадаешь, что же им больше понравится, удастся ли «попасть» в их сердца... Для нас это было большим сюрпризом еще и потому, что при обсуждении номеров на круглом столе члены жюри сказали: среди всех участников только у одного сольного исполнителя был единственный номер в жанре перфоманса. И, естественно, мы предполагали, что он будет главным претендентом на Гран-при. Но на церемонии награждения, когда уже практически всех наградили и из наших трех номеров без награды остался только «Момент инерции», а уже должен быть объявлен обладатель Гран-при, сердце затрепетало... И мы тогда заподозрили, что выиграем именно эту награду. Все мы были очень счастливы!

Какие у вас впечатления от фестиваля? Что больше всего понравилось?

— Впечатления очень хорошие. У меня, как у руководителя коллектива, почти за семь лет работы уже приличный опыт. Могу сказать, что редко конкурсы могут быть хорошо организованы, начиная от тайминга и заканчивая тем, как встречают и размещают участников. В АДМ все прошло четко, всех ознакомили с программой, и она не менялась в самый последний момент, что очень важно. Всем участникам выделили время на репетиции, провели мастер-классы. И еще хочу отметить тот факт, что были приглашенные члены жюри, из других городов, и это большой прорыв! Потому что раньше на абаканских конкурсах были местные специалисты, я ничего не имею против, но когда все друг друга знают, оценивать сложнее. Поэтому было очень приятно познакомиться с иногородними специалистами и послушать их комментарии. Участие в конкурсе было бесплатным, но с возможностью выиграть денежный приз, так как «Performance» проводился при поддержке фонда. А это очень приятно, потому что деньги всегда нужны, например на пошив костюмов или организацию поездок. Скоро мы поедем в Санкт-Петербург, и для нас это очень актуально.

Кристина ВОРОНИНА
Фото из личного архива Анны Чихириной (Светлаковой)