Найти в Дзене
ИСЛАМ и ПСИХОЛОГИЯ

Кандалы недоверия vs. Святыня мира

Крестоносцы придумали для своих женщин пояса верности или, если называть вещи своими именами, кандалы недоверия. Недоверие к другим всегда есть следствие неуверенности в себе. Постиг данный недуг и мусульманских мужчин. Именно это хиломудие и породило в средневековой интерпретации ислама обязательный никаб, т.е. намордник для женской красоты, и пурду, т.е. принудительное затворничество женщин. Другими словами, на женщин надевали унизительную узду и подвергали домашнему аресту лишь за то, что они являются женщинами. Любопытно, что мужчины почему-то сами при этом не захотели надевать смирительную рубашку для своей половой необузданности – главного источника разврата, с которым они якобы боролись. А жаль. Было бы забавно посмотреть на чембур для мужского удава, вечно норовящего у них уползти из штанов на свободу. Впрочем, считать мужчинами тех, кто борется с женщинами, думаю, в корне неправильно. Однако не стоит все мужское племя мазать одним дегтем. Многие мусульмане все же строили жизнь

Крестоносцы придумали для своих женщин пояса верности или, если называть вещи своими именами, кандалы недоверия. Недоверие к другим всегда есть следствие неуверенности в себе. Постиг данный недуг и мусульманских мужчин. Именно это хиломудие и породило в средневековой интерпретации ислама обязательный никаб, т.е. намордник для женской красоты, и пурду, т.е. принудительное затворничество женщин. Другими словами, на женщин надевали унизительную узду и подвергали домашнему аресту лишь за то, что они являются женщинами. Любопытно, что мужчины почему-то сами при этом не захотели надевать смирительную рубашку для своей половой необузданности – главного источника разврата, с которым они якобы боролись. А жаль. Было бы забавно посмотреть на чембур для мужского удава, вечно норовящего у них уползти из штанов на свободу. Впрочем, считать мужчинами тех, кто борется с женщинами, думаю, в корне неправильно.

Однако не стоит все мужское племя мазать одним дегтем. Многие мусульмане все же строили жизнь по заветам Корана и истинным наставлениям нашего Пророка. И как бы ни изголялись средневековье любители мусульманского бондажа, практик подчинения и подавления женщины, ислам пронес сквозь века уважение к ней и подлинно рыцарское почитание. Все это хорошо отражено в исламской терминологии.

В этой связи стоит, например, обратить внимание на то, что женская половина дома в исламской традиции именуется словом харем (харемлик). Мы знаем это слово больше в звучании «гарем» и ассоциируем исключительно с оргиями султанов. Однако подлинная суть тут в другом. Слово «харем» образовано от арабского «харам» и переводится как «заповедная территория». Так исламская традиция недвусмысленно указывает, что место пребывания женщины есть святыня, которую мужчина должен всячески беречь и защищать. Вторая святыня, маркированная тем же словом – Кааба, территория вокруг которой называется аналогично – «аль-масджид аль-харам», «заповедная мечеть». Мысль, сокрытую в подобной терминологической перекличке, прямо артикулировал Аттар, сказав устами своего героя шейха Санаана, что женщина есть Кааба мужчины.

Желанию уберечь эту святыню проникнуты многие практики в исламе, например, архитектура. Так, у татар исторически для женской половины дома часто сооружали отдельный вход, дабы женщина не испытывала дискомфорта, столкнувшись с визитерами мужа. При этом зажиточные татары строили для своих любимых отдельные, вторые дома. В силу той же логики дома на селе ставили в глубине отгороженных участков за высокими заборами, а также сооружали большие ворота, закрывающие двор, что позволяло женщине, занятой домашними хлопотами, чувствовать себя полностью защищенной от праздного любопытства прохожих. В Средней Азии внутреннее пространство двора нередко закрывали самим домом все с той же целью позаботиться о женщине.

Однажды в передаче «Что? Где? Когда?» знатоков спросили, кого выберет имам мечети на должность муэдзина: хромого, слепого или горбатого? Правильный ответ: слепого, ибо только он, поднявшись на высокий минарет, с которого хорошо обозреваются внутренние дворы домов махалли, априори не сможет нарушить сакральность женского пространства, не осквернит настырным любопытством достоинство женщины, не осквернит святыню мужчины, святыню мира. 🕌🌟