Найти в Дзене
ИСЛАМ и ПСИХОЛОГИЯ

Мир – зеркало

Что такое дунья: проклятый остров или благодетельный град? И первое, и второе, но не то, и не другое одновременно. Мир – просто зеркало, которое возвращает нам волны, которые мы в него транслируем.

Тысячу раз правы те, кто находит себя в глобальной заднице. Они действительно ощущают это пространство смердящей и истекающей жижей, ибо развернули его к себе именно этой неприглядной стороной. Мир, подобно исполнительному официанту, каждый день послушно кивает на их концепцию и выдает им очередную порцию фекалий – в полном соответствии с тем, что они выбрали из меню в своей голове. Убедить этих людей в том, что мир бывает другим, невозможно. Они застряли в своей правоте.

Вместе с тем для многих людей жизнь раскрывается совсем иначе. Благоухающим садом, в котором переливается радужное многоцветие и пение птиц. У этих людей тоже есть своя концепция мира, почерпнутая из Св. Корана: «Куда бы вы ни обратились, везде найдете лик Божий» (2:115). И мир, точно джин, исполняющий все желания, им приветливо отвечает: «Слушаю и повинуюсь!».

Мир зеркалит качества нашего кальба/сердца. Сердце же колеблется между рухом и нафсом, божественным и контр-божественным. Что заполняет кальб, то и отражается во вне. Когда Адам, обретший жизнь благодаря соединению с Божьим духом, пребывал в гармонии со своим первоначалом, вокруг него стелился цветущий сад. Рай был его единственной действительностью. Но стоило ему отступить от божественного, как он тотчас обрушился в совсем иную реальность – с тяготами и страданиями. Действительность вокруг нас всегда является следствием того, что у нас внутри.

Итак, мир имеет зеркальную природу. В этом и заключается его относительная ценность: он служит нам ориентиром на пути возвращения к Богу, своему подлинному Истоку.

Разоблачение мира как вторичной реальности порождает понимание того, что он не может служить нам конечной целью. Это действительно так. И именно здесь возникает ложный мотив бегства от него, который многие отождествляют с духовностью. Однако уход из мира (в крайнем выражении – монашество) не совместим с исламом. Почему? Потому, что через отсоединение от объективных фактов своей жизни человек утрачивает приборную панель для осознания процессов, происходящих у него внутри. Без этих приборов он становится слеп, нечувствителен и как следствие неадекватен реальности. Именно так возникают фрики духовности.

От подлинно духовных людей их отличает бессилие перед миром, детская инфантильность и беспомощность, которую они прикрывают дутой религиозностью и напускным благочестием. На самом деле они не освобождаются от мира, блага которого на словах обесценивают. Втайне они всем сердцем вожделеют эти блага. Они мечтают сорвать куш, но не сейчас, а несколько позже, когда крепость неприступной для них дуньи сама падет под натиском ахирата. Вот тогда-то они и оторвутся в оргиях с черноокими полногрудыми гуриями, устраивая гулянки в собственных особняках из золота и бриллиантов. Поэтому они так усердно обвешиваются внешними атрибутами набожности, точно бубнами шамана, и в неистовой молитве камлают на удачу. Они алчут благ и удовольствий, просто не знают, как к ним подступиться. В религии они ищут лотерейный билет: авось выпадет джекпот. Другими словами, их внешнее избегание мира есть ничто иное, как контрзависимость от него. Перед нами самообман людей, позабывших простую истину: либо ты владеешь миром, либо мир владеет тобой.

Наш Пророк – лучшее подтверждение первой части данной максимы. Он, как никто другой, отдал сердце Богу. Целиком и без остатка. И как это проявилось на внешнем плане? Пророк стал самой влиятельной личностью в истории человечества (погуглите, кто не в курсе). То есть мир валялся в его ногах, подобно ангелам, павшим ниц перед божественным началом в Адаме.

А с кого мы берем пример после Пророка? С четырех праведных халифов. Все они, как и он, были прекрасными семьянинами и стояли на вершине социума – во главе государства. Почему же мир так легко им покорился? Потому, что мир – не более, чем зеркало внутренних качеств человека.