Найти в Дзене

Студенты ПИШ ТУСУР создают комплекс связи и мониторинга на базе мобильной аэроплатформы

Разработка позволит оперативно развертывать системы, для координирования действий ремонтных и аварийных бригад, служб по ликвидации ЧС, проводить мониторинг и контроль выполняемых работ на месторождениях нефти и газа. Что это будет По задумке разработчиков, в случае возникновения ЧС на место выезжает автомобиль с крытым кузовом-фургоном. После остановки водитель-оператор выполняет процедуру запуска, в результате двери кузова открываются, вверх на высоту 100–150 метров поднимается привязной беспилотный летательный аппарат (БПЛА), который несет на себе ретранслятор для обеспечения связи между мобильными радиостанциями спасателей и сотрудников ремонтной бригады. Дрон также сможет выполнять фото- и видеосъемку для отслеживания ситуации в режиме реального времени. Питание беспилотника будет осуществляться по кабелю от генератора, установленного на автомобиле. Вес дрона с полезной нагрузкой составит примерно 25 кг. Температура эксплуатации комплекса: от - 45°С до +40°С. Радиус покрытия связь
Оглавление

Разработка позволит оперативно развертывать системы, для координирования действий ремонтных и аварийных бригад, служб по ликвидации ЧС, проводить мониторинг и контроль выполняемых работ на месторождениях нефти и газа.

Что это будет

По задумке разработчиков, в случае возникновения ЧС на место выезжает автомобиль с крытым кузовом-фургоном. После остановки водитель-оператор выполняет процедуру запуска, в результате двери кузова открываются, вверх на высоту 100–150 метров поднимается привязной беспилотный летательный аппарат (БПЛА), который несет на себе ретранслятор для обеспечения связи между мобильными радиостанциями спасателей и сотрудников ремонтной бригады. Дрон также сможет выполнять фото- и видеосъемку для отслеживания ситуации в режиме реального времени.

Питание беспилотника будет осуществляться по кабелю от генератора, установленного на автомобиле. Вес дрона с полезной нагрузкой составит примерно 25 кг. Температура эксплуатации комплекса: от - 45°С до +40°С. Радиус покрытия связью 15–40 км.

Источник фото: ООО "СТК"
Источник фото: ООО "СТК"
«Подобные мобильные решения помогут отойти от необходимости возведения капитальных вышек связи, согласование и строительство которых может занять от полугода и требует серьезных финансовых вложений. Такие комплексы позволяют избежать причинения вреда окружающей среде, которое неизбежно несет за собой любое строительство», – рассказывает руководитель проекта, кан. техн. наук Александр Бомбизов.

Почему это важно

Большая часть месторождений на территории нашей страны достаточно давно разведаны и до сих пор эксплуатируются, например, три из пяти самых крупных месторождений нефти в России открыты до 1970-го года (Самотлорское в 1965 году; Ромашкинское в 1952 году; Лянторское в 1965 году).

-3

В условиях морального и физического износа технологий и оборудования, используемого на месторождениях, повышается потребность в техническом обслуживании, а также повышается вероятность возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций. Комплексы связи и мониторинга на базе мобильных аэроплатформ позволят оптимизировать работу служб по ликвидации ЧС и минимизировать последствия материального и экологического ущерба, а также человеческих жертв.

Чем в проекте заняты магистранты ПИШ ТУСУР

На сегодняшний день команда проекта состоит из шести человек: руководитель проекта, главный конструктор и четыре магистранта Передовой инженерной школы ТУСУР.

Работа над проектом включает в себя разработку технической документации, программного обеспечения и создание опытного образца самого комплекса.

«Необходимо учесть множество нюансов: систему открытия и закрытия дверей, систему гидроизоляции, место размещения генератора для питания дрона, площадку, на которой будет размещаться беспилотник, дополнительные топливные баки для питания генератора, систему вентиляции генератора, отладить работу катушки с кабелем, который соединит БПЛА и генератор и т.д., – рассказывает магистрант ПИШ ТУСУР Александр Андреев. – Я сейчас занимаюсь работой с камерой, которая будет установлена на дроне. Создаю программу, которая позволит поворачивать оптику, изменять зум, включать видео и делать фотоснимки».
-4
«Я отвечаю за налаживание связи между наземной станцией и полетным контроллером. Он предназначен для управления БПЛА, отвечает за весь функционал, который расположен на борту дрона, за работу самого беспилотника: взлет, посадка, изменение высоты, изменение положения и т.п.», – делится магистрант ПИШ ТУСУР Владислав Жданов.

Сначала тусуровцы создадут 3D-модель большинства узлов комплекса, затем отмакетируют основные функциональные узлы, разработают рабочую конструкторскую документацию и изготовят опытный образец. Работы планируют завершить в 2025 году.

-5

На данный момент имеются договоренности о сотрудничестве с ООО «РН-Уватнефтегаз» и ООО «СлавнефтьКрасноярскнефтегаз». Компании готовы выступить в качестве пилотных площадок для проведения экспериментальных исследований и внедрения разрабатываемой продукции.

Индустриальный партнер проекта – ООО «Системы. Технологии. Коммуникации», многопрофильный системный интегратор в области связи и автоматизации. Компания разрабатывает и внедряет высокотехнологичные системы для предприятий и промышленных объектов. Ее клиенты – это ведущие компании нефтяной и строительной отрасли. Среди них – «Газпром», «Роснефть», «СибУР», «Лукойл». ООО «СТК» предлагает широкий спектр системных решений в области профессиональной связи и автоматизации.

Автор текста: Валентина Бейкова.

Фото: Вероника Белецкая.

Актуальные новости инженерной школы в Telegram-канале «ТУСУР – передовой инженерный».

Фотографии с мероприятий можно посмотреть в официальной группе ПИШ ТУСУР в «ВКонтакте».

Наш сайт: engineers.tusur.ru