Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Сценарный приём: "Обещание"

Как написать отличный сценарий затратив минимальные усилия.

Я всегда думаю о новых способах взломать систему написания сценариев. По сути, написать сценарий довольно просто. Придумайте историю с началом, серединой и концом. Убедитесь, что это интересно. Вуаля. Вот и всё!

Но, как и любой навык, который мы только начинаем осваивать, это может оказаться сложным. Я до сих пор помню, как мой первый сценарный наставник сказал, что в каждой сцене нужно достичь пяти разных целей. Уверен, в тот момент в моём мозгу случилось короткое замыкание.

Большинство начинающих сценаристов изначально верят, что писать сценарии легко. Они смотрят много фильмов. Знают, какие фильмы им нравятся, а какие нет, поэтому полагают, что если написать фильмы, похожие на те, что им нравятся, - это всё, что нужно, чтобы стать хорошим сценаристом.

Часто сценарии таких авторов не имеют никакого успеха или признания. Тогда авторы считают, что система настроена против них, и что в киноиндустрию можно попасть только через связи и знакомства. Поэтому они больше никогда не пишут сценарии.

Те из сценаристов, кто остаётся, становятся одержимыми попаданием в индустрию, и годами вникают в мельчайшие детали ремесла, полагая, что если они всему научатся, то смогут написать отличный сценарий.

Большинство из таких авторов никогда не возвращаются из этого мрачного места. Они просто всё глубже и глубже закапываются в мелочи, ища смысл изучения всех нюансов мастерства.

Я здесь, чтобы сказать вам, что вы окажетесь в ловушке, если поступите так же. Написать хороший сценарий с такой позиции будет так же трудно, как если бы вы были новичком и думали, что писать легко. Соблюдая все подряд сценарные правила вы будете писать механически, поэтому будет сложно построить трогательную и впечатляющую историю.

Теперь позвольте внести ясность. Я не говорю, что все структуры и правила - это неправильный подход. В написании сценария присутствует математический элемент, который нельзя игнорировать. Тот факт, что нужно, чтобы ваша история занимала не более 100-120 страниц, означает, что вы должны просчитать то, как выстроить сюжет, как разрабатывать своих персонажей, где расставлять завязки и развязки (setup & payoff). Но используя эти инструменты, отслеживайте, чтобы они не мешали вашему творчеству и достижению цели - написанию отличной истории.

Я дам вам самую простую стратегию для создания хорошей истории. Вам не нужно изучать никаких технических терминов. Вам даже не обязательно знать, как структурировать сценарий. Пока вы следуете этому единственному правилу, вы можете написать хороший сценарий.

Хотите знать, что это такое?

Приём "Обещание".

Да, только оно. "Обещание".

Всё, что нужно написать, - это обещание. Вы даёте читателю обещание, что если он продолжит читать, то будет вознаграждён.

Подумайте об этом.

В начале фильма "Барби", сама Барби танцует и поёт, мы видим, что она живёт свою лучшую жизнь, но вдруг она замирает и спрашивает всех: "Кто-нибудь ещё здесь когда-нибудь задумывался о смерти?" Это обещание. Это обещание, потому что теперь мы хотим выяснить, откуда у Барби такие мысли. Чтобы доказать, почему это обещание работает, представьте, что Барби никогда бы не озвучила эти мысли вслух. Она просто проводит свой идеальный день, а затем ложится спать. Зачем нам тогда продолжать чтение сценария?

Обещания могут быть большими и маленькими. Пока на каждом этапе вашей истории присутствует хотя бы одно завлекающее обещание, читатель ПЕРЕВЕРНЁТ СТРАНИЦУ. Позвольте мне повторить ещё раз.

До тех пор, пока в какой-либо момент вашей истории будет дано убедительное обещание, читатель захочет узнать, что произойдёт дальше.
-2

Чтобы было ясно, к "обещанию" НЕ нужно относиться так: "Я написал интересный сценарий, поэтому вам следует продолжать читать". Это не обещание, хотя многие сценаристы считают, что это так.

Обещание, влияющее на сюжет, - это то, что вы могли бы защитить, если бы выступали в качестве свидетеля в сценарном суде. Вас бы спросили: "Почему это достойное обещание?" вы можете уверенно ответить. "У Барби идеальная жизнь, все её любят, и она бессмертна. Почему же тогда у неё мысли о смерти?" Это мощный вопрос, на который люди захотят получить ответ, и, следовательно, достойное обещание.

Как выглядит плохое обещание? "Вот забавный персонаж". Это не обещание. Персонаж может быть забавным для вас, но кто знает, интересен ли он другим. Так что, возможно, мы больше не захотим его видеть. Помните, что ключом к стратегии "обещания" является то, что мы хотим перевернуть страницу. Если обещание недостаточно хорошо для этого, стратегия не сработает.

Итак, как выглядят действенные обещания, которые заставят читателя читать дальше:

Мёртвое тело – это одно из самых сильных обещаний, которые вы можете дать, потому что все хотят узнать, кто убил этого человека? Или почему?

Будут ли эти два человека вместе? – одним из первых обещаний в "Убийцах цветочной луны" было: "Если вы продолжите смотреть, вы узнаете, будут ли эти двое вместе или нет". Это одно из наиболее часто используемых обещаний, которые продаются.

Смогут ли эти два человека решить свои проблемы? – два персонажа, которые не ладят, вынуждены объединиться друг с другом. Обещание состоит в том, что если вы продолжите наблюдать, то сможете узнать, помирятся ли они в конце концов.

Обещания также могут быть более срочными. И должны быть такими, в зависимости от ситуации. На ранних этапах вашей карьеры внимание читателя будет меньше. Поэтому вам следует стремиться вводить обещания, которые имеют более быстрое разрешение.

Обученного убийцу запирают в комнате с группой головорезов ("Великий уравнитель"). Драматическая ирония здесь зашкаливает (мы знаем, что у головорезов большие неприятности), так что обещание серьёзное. Мы не можем дождаться, когда герой надерёт им задницу. Откуда мне знать, что это обещание действует? Потому что я знаю, что каждый из вас, читающий это прямо сейчас, перевернул бы страницу, чтобы узнать: что Уравнитель сделает с этими головорезами.

Одно из самых сильных обещаний - это большая тайна. Я только что смотрел пилотный эпизод сериала "Убийство на краю света". В начале мы видим, как пара обнаруживает мёртвое тело, а затем (спойлер) убийца застаёт их на месте преступления, поднимает пистолет, чтобы выстрелить, но прежде чем нам показывают, что пройдёт дальше, мы переходим к событиям настоящего дня. Мы знаем, что, девушка из пары, всё ещё жива, поскольку она разговаривает с нами. Но нет упоминания о том, что случилось с парнем. В него стреляли в тот день? Это обещание, которое автор даёт вам. "Если ты продолжишь читать, я отвечу на этот вопрос".

Ещё позже в сериале: мужчина приходит к девушке, и говорит, что она приглашена на встречу с одним из богатейших людей в мире. Ещё одно обещание. Если вы продолжите читать, вы узнаете, кто этот мужчина и почему он приглашает её.

У вас должно быть несколько обещаний, выполняемых постоянно. Все они не должны быть гигантскими (девушка одержима злом, миллиардер убит, мужчина всё ещё влюблен в свою девушку, проведя 42,6 года в криогенном анабиозе), иначе обещания будут конкурировать друг с другом.

Но вы должны давать более мелкие обещания поверх крупных. Я называю это "наслоением". Потому вам нужно, чтобы читатель оставался вовлечённым в краткосрочной перспективе.

Давайте читателю эти быстрые и мелкие "обещания" (Уравнителя только что заперли в комнате с бандитами. Я обещаю вам, что если вы продолжите читать, я дам вам знать, что произойдёт на следующих двух страницах).

Как и во всём творчестве, в том, насколько убедительным является обещание, присутствует субъективность. Вы можете подумать, что зритель хочет узнать о том, как пластик попал в желудок кита, но вы ошибаетесь. Создание "обещаний" это так же лотерея. Вот почему нужно полагаться на те обещания, которые доказали свою эффективность во времени.

Захватывающие тайны, расследования, объединятся ли заклятые враги, неразрешённые отношения, похищен любимый человек.

Вот несколько обещаний из популярных фильмов разных лет:

Героя преследует инопланетянин ("Никто тебя не спасёт").

Братья-грабители пытаются уйти от шерифов ("Любой ценой").

Гигантская акула терроризирует пляж, убивая всё на своём пути ("Челюсти").

Опасный, склонный к насилию человек сходит с ума ("Джокер").

Человек видит как сложилась жизнь близких, если бы его никогда не существовало ("Это замечательная жизнь").

Люди застряли в опасной видеоигре ("Джуманджи").

В каждой из этих историй даётся огромное обещание, из-за которого нам почти невозможно не захотеть узнать, что будет дальше. Теперь, конечно, вам нужно добавить интересных персонажей, чтобы эта стратегия сработала. Но если вы сможете это сделать, вы, по сути, сможете продолжать историю вечно. И если вы думаете, что это неправда, позвольте мне указать на Marvel, на "Форсаж", на "Звёздные войны". Эти истории продолжаются и продолжаются без реального конца, потому что сценаристы продолжают давать завлекающие обещания.

Marvel делает это в конце каждого фильма со своими сценами после титров. Теперь вы можете сделать то же самое в своих сценариях. И получать от этого выгоду. :)

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.