537 подписчиков

Русалочка советский мультфильм

108 прочитали

Мультипликационная лента "Русалочка" 1968 года - одна из самых красивых и стильных картин отечественной и мировой мультипликации. Своей красотой мультфильм просто завораживает, уступая по силе воздействия только первоисточнику - одноименной сказке Х. К. Андерсена.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Сказка о Русалочке, как, впрочем, и вообще все творчество Андерсена, очень сложна и многогранна. И вариант снятый режиссёром Иваном Аксенчуком на студии "Союзмультфильм" ближе всего отражает замысел автора сказки.

Однако мультипликаторы в большей степени разговаривают со зрителями через визуальные образы, нежели через текст. Именно поэтому мультфильм кажется понятным всем, но оставляет многое недосказанным.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Немного о главной героине мультфильма в этом блоге уже было сказано в цикле Героини советских мультфильмов IX. Но уступая просьбам читателей автор представляет более подробный обзор.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Мультфильм "Русалочка" в первую очередь повествует о любви, и не важно, что существо, испытывающее это чувство, совершенно, фатально и принципиально отличается от объекта своих чувств. Ведь они оба так прекрасны, искренни, нежны и молоды. А для молодого сердца естественно воспламеняться романтическим переживанием.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Но обо всем по порядку. Прекрасная морская принцесса спасает от гибели земного принца и влюбляется в него.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Русалочка мечтает навсегда поселиться в надводном мире, но с рыбьим хвостом это невозможно. Колдунья дает ей две прелестные ножки, но в замен требует ее чудесный голос, и морская принцесса становится немой. Однако самое страшное не это. А то, что если принц женится на другой, то в то самое утро русалочка превратится в пену морскую.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

И так уж получается, что все развивается по худшему сценарию. Катастрофическая случайность делает счастье русалочки невозможным. Принц женится на другой, а русалочка обречена в первых лучах восходящего солнца стать пеной морской.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

И от ощущения несправедливости не спасает даже финальный авторский текст о мужестве и доброте.

Но глубина и несокрушимый оптимизм произведения Андерсена в том, что мотив разделенных или не разделенных чувств и даже смерти дополняется, а в конце даже и вытесняется другим более масштабным мотивом: обретением русалочкой человеческой души.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Именно обладать душой, человечностью неосознанно стремилась Русалочка. Только ради этого стоит пожертвовать всем и жизнью в том числе.

Андерсен в сказке прямо указывает на это и даже не один раз:

...но потом она опять стала думать о надводном мире, о прекрасном принце и печалиться о том, что у нее нет бессмертной души.

В момент венчания с принцем русалочка должна была обрести душу. Иначе жертва слишком велика. Ради того, чтобы стать одной из многих земных женщин... сомнительно... И авторы словно в насмешку над такой простотой делают соперницу Русалочки ничуть не хуже главной героини (меня поразил цвет глаз принцессы).

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Русалочка понимает, что теперь у нее нет шансов обрести счастье и душу и молча страдает. В последний момент перед рассветом ее сестры дают ей бурю в морской ракушке. И это ее шанс спастись - если она выпустит бурю, принц и его жена погибнут, а она снова вернется под воду. Но русалочка поступает по-человечески, она сохраняет жизни других людей.

С точки зрения разума русалочка проиграла. Но поступив по-человечески, она несомненно выиграла!

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

Конечно, в советское время вряд ли было возможно говорить о религиозных символах, однако весь вдохновенный настрой фильма говорит о том, что поступок русалочки позволяет ей обрести подлинную человечность, доброту свойственную только человеку, а в данном контексте это можно считать синонимом души.

Причем и сам Андерсен убеждает нас почти в том же: душу русалочка сможет обрести, только в течение многих лет делая добрые дела. А не это ли и есть подлинная суть человечности?

- К кому я иду? - спросила она, поднимаясь на воздух, и ее голос звучал такою же дивною воздушною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.
- К дочерям воздуха! - ответили ей воздушные создания. - У русалки нет бессмертной души, и она не может приобрести ее иначе как благодаря любви к ней человека. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут приобрести ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и приносим с собой людям исцеление и отраду. По прошествии же трехсот лет, во время которых мы творим посильное добро, мы получаем в награду бессмертную душу.

В сказке, русалочка уходит из этого мира на поиски души, а в мультфильме русалочка уходит, обретя человеческое достоинство и не омрачив свое сердце гибелью других. Своим поступком морская принцесса прославляет добро и как бы передает нам его эстафету. Добро оказывается сильнее смерти.

Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год
Кадр из мультфильма Русалочка 1968 год

С художественной точки зрения этот мультфильм отличается какой-то небесной красотой.

С трудом удается удержаться, чтобы не остановить и не показать читателю, каждый кадр, каждый жест персонажей, настолько все проникнуто эмоцией: и величественное солнце над морем и молодожены на корабле. К сожалению невозможно в стоп-кадре передать все богатство, всю палитру чувств. Для этого нужно обязательно посмотреть весь мультфильм.

В то же время нельзя не оценить масштаб художественной работы авторов и их творческое новаторство. Выбирая стиль своей работы, они явно ориентировались на женские образы Возрождения. Вообще, картины "Русалочки" это почти что фрески.

Посмотрите на эти образы Доменико Гирландайо (1448 - 1494) из Капеллы Торнабуони, на этот ангельский профиль Джованны Торнабуони. И даже слепая девушка, несмотря на свою физическую неполноценность, кажется просто прекрасной.

Доменико Гирландайо коллаж автора
Доменико Гирландайо коллаж автора

Вглядитесь внимательнее в картины Ботичелли

Призвание Моиссея Ботичелли
Призвание Моиссея Ботичелли
Весна Сандро Ботичелли фрагмент
Весна Сандро Ботичелли фрагмент

Эти очень характерные скрученные жгутами густые локоны, этот высокий лоб. Весь ренессанс тяготел к такому образу. И именно его взяли за образец авторы "Русалочки".

Ботичелли коллаж автора
Ботичелли коллаж автора

На многих своих полотнах Ботичелли изображал Симонетту Веспуччи, и это лицо хорошо знакомо нам по его самым известным картинам.

Рождение Венеры Сандро Ботичелли
Рождение Венеры Сандро Ботичелли
Сандро Ботичелли коллаж автора
Сандро Ботичелли коллаж автора

Отдал дань красоте Симонетты Веспуччи и другой живописец Возрождения Пьеро ди Козимо

Пьеро ди Козимо
Пьеро ди Козимо

Невозможно не показать работы Карло Кривелли

Карло Кривелли Пьетта фрагмент
Карло Кривелли Пьетта фрагмент
Карло Кривелли
Карло Кривелли
Карло Кривелли
Карло Кривелли
Карло Кривелли Магдалина
Карло Кривелли Магдалина

Безупречная Мадонна Филиппо Липпи тоже в чем-то напоминает образ Русалочки... или принцессы.... опять этот цвет глаз...

Мадонна Филиппо Липпи фрагмент.
Мадонна Филиппо Липпи фрагмент.
Мадонна Филиппо Липпи фрагмент.
Мадонна Филиппо Липпи фрагмент.

И даже у несравненного Леонардо можно найти похожие образы.

Мадонна в гроте Леонардо да Винчи фрагмент
Мадонна в гроте Леонардо да Винчи фрагмент

А вот Мадонна северного Возрождения. Кажется мало сходства с русалочкой, но все же что-то неуловимое роднит два эти образа.

Мультипликационная лента "Русалочка" 1968 года - одна из самых красивых и стильных картин отечественной и мировой мультипликации.-26

Целостный образ Русалочки - это синтез всего самого прекрасного, что было создано художниками Возрождения.

Но несмотря на столь явную отсылку к традиции Возрождения можно назвать "Русалочку" Аксенчука началом качественного мультипликационного модерна.

Авторы используют совершенно новые подходы к изображению и колористике. Они отступают от реализма и делают большой шаг в сторону модернистской декоративности, символичности, орнаментальности. Кое-где даже можно заметить легкий оттенок авангардизма, но это совершенно не портит общее впечатление от мультфильма.

В результате синтеза традиции Возрождения и творческих находок модерна зритель получил гениальное произведение на все времена.

Меня всегда поражало, как советские художники-иллюстраторы научились сочетать минимализм рисовки и выразительность получаемого образа. Тонкость и скрупулезная выверенность, ни одного ошибочного штриха, и вот перед вами образ сказочной красоты!

Создаваемому впечатлению способствует и музыкальное оформление мультфильма. Авторы очень смело использовали музыку Баха, которая буквально отрывает зрителя от земли в кульминационный момент ленты.

Говорить об этом мультфильме можно бесконечно, но лучше, все же, еще раз его посмотреть.

Спасибо, что дочитали до конца!