Очень интересные образцы творческой мультипликационной мысли сегодня у нас "в студии".
1. Про злую мачеху 1966 год
Вы никогда не задумывались, как бы закончилась история Золушки, если бы мачеха жила в наши дни и была похитрее?
Предлагаю оценить игру воображения советских мультипликаторов Валентины и Зинаиды Брумберг, которые сделали на студии "Союзмультфильм" отличный фильм-перевертыш. Вообще в те годы в Советском Союзе переосмысление сказочных сюжетов становится очень актуальной темой, и нас ждет еще не один оригинальный перевертыш. Но этот мультфильм, как открытый месседж родителям о том, что их роль в жизни ребенка просто таки решающая, заслуживает быть услышанным и правильно понятым.
Однако идея мультика преподносится так ненавязчиво, с юмором и задором, что зритель ничуть не страдает от назидательности, а совсем даже наоборот.
А какие советы дает современная ведьма мачехе Фёкле!? Это ж натуральная уголовка!
В общем сегодня у нас три героини. Мачеха Фёкла. Ее падчерица Тома и дочь Фира.
Если вы думаете, что это дочь, то ошибаетесь. Это падчерица Тома.
А ниже вы видите Фиру с заслуженно обретенным женихом.
Как так вышло? Поинтересуйтесь у мачехи. Сказка ложь, да в ней намек, красным девицам урок.
А вообще, конечно, главное, это по-настоящему любить человека, не важно ребенок это или взрослый...
2. Русалочка 1968 год
Это 30-минутный мультфильм снятый режиссёром Иваном Аксенчуком предсказуемо на студии "Союзмультфильм" по одноименной сказке Х. К. Андерсена. Сказка о Русалочке, как, впрочем, и вообще все творчество Андерсена, очень сложна и многогранна, существует множество ее толкований, интерпретаций и трактовок.
Остановимся на той, которая гласит, что увидев принца, Русалочка была потрясена не только его внешностью, но и его душой, горячим сердцем, бьющимся у него в груди.
Косвенно за это говорит и сам мультфильм.
Разве не похоже, что в груди принца горит огонь. Очень напоминает, а остальное не важно. Иносказательность всегда была сильной стороной советских авторов.
Именно обладать душой, человечностью неосознанно стремилась Русалочка. Только ради этого стоит пожертвовать всем и жизнью в том числе. Иначе жертва слишком велика. Ради того, чтобы стать одной из многих земных женщин... сомнительно... И авторы словно в насмешку над такой простотой делают соперницу Русалочки ничуть не хуже главной героини.
С точки зрения чувственности и простого счастья Русалочка проиграла. Но поступив по-человечески, она несомненно выиграла, и кто знает, может быть именно благодаря ее поступку она и удостоится такого качества как подлинная человечность.
На мой взгляд "Русалочка" Аксенчука это начало качественного мультипликационного модерна. Утверждать это с уверенностью не дает только понимание, что образы главных героев - прямая отсылка к Возрождению. Посмотрите, например, произведения Филиппо Липпи, флорентийские фрески, портреты Симонетты Веспуччи, или творения более ранних художников. Этот высокий, чистый лоб, эти волнистые пряди...
Хотя орнамент здесь уже вступает в свои права, оттесняя живопись на второй план. Но это совершенно не портит впечатление.
Меня всегда поражало, как советские художники-иллюстраторы научились сочетать минимализм рисовки и выразительность получаемого образа. Тонкость и скурпулезная выверенность, ни одного ошибочного штриха, и вот перед вами образ сказочной красоты!
Спасибо, что дочитали до конца!