Первая тема подразумевает, что обучение — единственный путь к цели.
Это, в свою очередь, подразумевает решительное усилие, направленное на достижение конечного результата.
Данный процесс по своей сути противоположен непосредственному присвоению — милости или дару сверхъестественных сил.
Достоверность обучения, направленного на то, чтобы стать человеком знания, гарантирована существованием выполнимой обучающей системы.
Первая тема имеет три составляющие.
1. Не существует никаких открытых требований для того, чтобы стать человеком знания.
2. Есть некоторые скрытые требования.
3. Решение о том, кто может обучаться на человека знания, не может быть принято лично ни одним человеком.
Очевидно, не существует никаких открытых характеристик, которые бы определяли, кто квалифицирован, а кто нет, чтобы стать человеком знания. В идеале эта задача предназначена для любого, желающего за неё взяться. Но на практике такое положение несовместимо с фактом, что дон Хуан, как учитель, выбирает себе ученика.
Фактически каждый учитель станет подбирать себе учеников, исходя из некоторых скрытых критериев. Специфическая природа этих критериев никогда не оговаривалась. Дон Хуан ссылался только на некие намёки, которые следует держать в уме, рассматривая потенциального ученика. Они предназначены для того, чтобы вскрыть, имеет ли кандидат определённую предрасположенность характера, которую дон Хуан называл "непреклонное намерение".
Так или иначе, окончательное решение о возможности обучаться на человека знания было предоставлено некой неперсональной силе, известной дону Хуану. Повлиять на её решение было не в его воле.
Неперсональной силе дано право указывать на правильного человека, давая ему возможность произвести какое-то необычное действие или группируя вокруг него особые обстоятельства. Следовательно, не было никакого противоречия между отсутствием явных характеристик и существованием скрытых.
Человек, который отмечен таким образом, становился учеником. Дон Хуан называл его эскогидо, то есть "избранный". Но быть эскогидо означало нечто большее, чем быть просто учеником. Уже сам факт избрания его некой силой отличал эскогидо от обыкновенных людей. Он рассматривался как тот, у кого есть необходимый минимум силы, который должен был ещё увеличиться в ходе обучения.
Но учение протекало в бесконечном поиске и та сила, которая приняла первоначальное решение, или ей подобная, должна была впоследствии решать: может ли эскогидо продолжать обучение или он потерпел поражение. Эти решения проявляли себя через знамения, которые появлялись всё время по ходу ученичества. В этом смысле любые особые обстоятельства, окружающие ученика, рассматривались как такие знамения.