Доброму человеку не нужно доказывать свою доброту, сильному – свою силу, умному – свой ум. Они и так очень хорошо всем видны. Нет совершенно никакой необходимости заставлять кого-то поверить в твою силу или ум, применять для этого насилие и агрессию, манипулировать и принуждать. Если человек использует насилие для того, чтобы заставить кого-то поверить в его, человека, силу, ум и доброту, совершенно очевидно, что ни сильным, ни добрым, ни умным он не является – и сам это хорошо знает.
Это же самое касается не только отдельных людей, но и их объединений – общественных структур, организаций, институтов и, разумеется, государств. Именно поэтому организации и государства, являющиеся частью многоструктурных и иерархических систем зла, вынуждены тратить огромные усилия для того, чтобы придать себе вид нормальных здоровых обществ. Они создают общественные институты-мимикрии, регулярно проводят выборы, вместо того, чтобы просто их отменить. И, само собой, воздействуют на сознание людей и общественное мнение с помощью инструментов агрессивной пропаганды. Так называемые «фабрики троллей» - это один из таких инструментов. Они необходимы там, где без этого людям, в массе своей склонным к этической норме и здравому смыслу, было легче поверить, что зло – это добро. Чтобы злу было легче этими людьми управлять, чтобы эти люди были злу покорны.
Добру же всего этого не нужно. Добро не стремится подчинять людей и управлять ими, добро ищет не послушных исполнителей, а единомышленников, соратников, друзей. И люди сами тянутся к добру, особенно если их души не отравлены пагубным влиянием зла, а иногда даже и в этом случае. Именно поэтому новости о существовании «фабрики эльфов», управляемой светлыми силами, так удивили и огорчили людей. «Мы же и так с вами, мы же и так за вас», - подумали все эти люди. – «Зачем же вы так с нами поступаете, зачем же вы нас обманываете?». Мне кажется, это и является главной эмоцией людей, обсуждающих сегодня эту самую «фабрику» в негативном ключе.
Потому что сама подобная форма деятельности, служащая добру, самой сути добра и противостоит. Добро – это ведь, прежде всего, про правду, про искренность, про доверие. Это антипод манипуляциям, абьюзу и насилию в любом виде. Да, возможно, в каких-то моментах эти действия и были эффективны против зла. Но они нанесли вред не только злодеям – они повредили и хорошим людям.
Именно этим методы зла и отличаются от методов добра – зло губит и отравляет все, даже если его цели декларативно являются благими. С добром же этого никогда не происходит. И именно в методах и заключается отличие добра от зла. Использование добром методов зла как раз и размывает это отличие, делает его менее заметным и явным, позволяя злу с ехидной гримасой говорить, что все не так однозначно.