Найти в Дзене
Кинообыватель

«Нуреев. Белый ворон»: первый невозвращенец из мира русского балета

Для России балет все равно что космос. Именно поэтому побег Рудольфа Нуреева, его знаменитый «прыжок свободы», сделанный в Париже в буквальном смысле (погуглите), был для СССР ударом в самое больное место. Как сказали в одной передаче, это было бы все равно, что политубежище попросил бы космонавт. В мире царила холодная война. Удивительно, как все идет по спирали. Фильм Рэйфа Файнса (не узнать того красавца из «Английского пациента», увы) «Нуреев. Белый ворон»/The White Crow 2019 года делает первую кинопопытку рассказать о том, почему так случилось, что солист Кировского, ныне Мариинского, театра решил остаться в Париже в далеком 1961 году. После него на Западе в разные годы остались Михаил Барышников, Александр Годунов (было откровением, что он сыграл одного из бандитов в «Крепком орешке», я думала, что его сыграл какой-то скандинавский актер), Наталья Макарова… Кстати, Рэйф Файнс очень тяготеет к русской культуре, истории, литературе, может, поэтому впечатление, что фильм снят не ино

Для России балет все равно что космос. Именно поэтому побег Рудольфа Нуреева, его знаменитый «прыжок свободы», сделанный в Париже в буквальном смысле (погуглите), был для СССР ударом в самое больное место. Как сказали в одной передаче, это было бы все равно, что политубежище попросил бы космонавт. В мире царила холодная война. Удивительно, как все идет по спирали.

Фильм Рэйфа Файнса (не узнать того красавца из «Английского пациента», увы) «Нуреев. Белый ворон»/The White Crow 2019 года делает первую кинопопытку рассказать о том, почему так случилось, что солист Кировского, ныне Мариинского, театра решил остаться в Париже в далеком 1961 году. После него на Западе в разные годы остались Михаил Барышников, Александр Годунов (было откровением, что он сыграл одного из бандитов в «Крепком орешке», я думала, что его сыграл какой-то скандинавский актер), Наталья Макарова

-2

Кстати, Рэйф Файнс очень тяготеет к русской культуре, истории, литературе, может, поэтому впечатление, что фильм снят не иностранцем?..

Раньше знала о Нурееве поверхностно, но после этой киноленты посмотрела несколько документальных фильмов не только о нем, но и о других невозвращенцах из мира балета. Очень интересные истории.

-3

В «Белом вороне» главную роль сыграл Олег Ивенко, солист Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, что удивительно, чем-то напоминающий Нуреева даже внешне. Файнс сыграл его учителя Александра Ивановича Пушкина, причем даже роль дублировал сам, что было странно, но, как потом прочла в интервью, он «сделал это не по своей воле. Это все русские инвесторы, которые не хотели вкладывать деньги, если в фильме не будет западных звезд. А еще лучше, говорили мне, если вы сыграете сами. Тогда, пожалуйста, дадим сколько угодно. Короче, деваться мне было некуда, и в ущерб достоверности я влез в кадр».

Также в ленте из известных мне актеров сыграли Чулпан Хаматова (супруга Пушкина Ксения, была любовницей Нуреева, как говорится в книге, на которую опирался режиссер), Сергей Полунин (не актер, но известный человек в мире балета, он в роли Юрия Соловьева, который в 1977 году покончил с собой), Равшан Куркова (мать Рудольфа).

-4

Из фильма понимаешь, что детство маленького Рудика было тяжелым и голодным, отец – военный офицер, жесткий человек, хотел и для сына такую же карьеру и не воспринимал его выбора, что характер у Нуреева был непростым, и это показано во многих сценах.

Как сказал Файнс в том же интервью, его кино не про балет, а про свободу. На вопрос, что Нуреев показан в фильме очень неприятным человеком, Файнс ответил: «Художник никому ничего не должен. Его удел — творить, а не миндальничать. Иногда грубость — единственный способ настоять на своем. А что может быть важнее для творческого человека, чем высказаться своими словами без всяких ограничений

-5

Вот вам и ответ на животрепещущую тему «гений и злодейство»…

Очень жаль, что нет сериала о Нурееве, где была бы показана его жизнь с самого голодного детства (в «Белом вороне» есть немного флешбеками), я прямо вижу некоторые кадры из этого несуществующего сериала (например, сцену, когда Россия наконец-то впустила его в страну, он приехал к тяжело болевшей матери, которая не узнала сына… Ведь прошло свыше двадцати лет, как она его не видела).

Нуреев был знаком со многими известными на весь мир людьми из мира искусства и политики – Эриком Брюно, Жаклин Кеннеди, Ив Сен Лораном, Михаилом Барышниковым и другими. Он был баснословно богат и при этом одинок. Только богу известно, что творилось в его душе, когда к нему в отместку «за предательство» не выпускали мать, когда он пришел к ней, уже умирающей, когда вновь через десятилетия выступил на сцене Мариинского театра (все говорят, на это было печально смотреть, ведь он тогда уже болел СПИДом, но публика ему бурно аплодировала, словно это была компенсация за все годы забвения в родной стране).

-6

Как заметил Виталий Вульф в своем фильме о Нурееве, есть три великие фигуры в мире балета – это Вацлав Нижинский, Анна Павлова и Рудольф Нуреев. У всех была не только своя трагическая страница во взаимоотношениях с родиной, была в них какая-та неразгаданная загадка и тайна.

«Белый ворон» особенно понравится тем, кто любит балет («балет и керамика», как говорила пропавшая хулиганка Масяня), кто интересуется историей великих танцоров, к которым, безусловно, относится и гений танца Рудольф Нуреев.