Увеличение минимального размера оплаты труда в 2024 году в России на 18,5% до 19 242 рублей может частично смягчить высокие процентные ставки и замедление темпов роста экономики. Но разница с западным миром по этому показателю будет сохраняться еще долго и потребует комплексного подхода к проблеме. Об этом «Московской газете» сообщил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков
Можно ли сказать, что предстоящее в будущем году повышение МРОТ поможет победить бедность в России (особенно, учитывая ускорившуюся инфляцию)? Как Россия смотрится по минимальной оплате труда в сравнении с развитыми странами?
«В сравнении с развитыми странами уровень минимальной оплаты труда в России исторически ниже. Разница с Западом будет сохраняться из-за различий в экономических условиях и структурах занятости. Переход к уровню минимальной оплаты, аналогичному западным странам, требует комплексного подхода, учета социальных и экономических факторов», — отметил Ярослав Кабаков.
Одного лишь повышения «минималки» будет недостаточно, чтобы коренным образом улучшить качество жизни россиян, особенно малоимущих.
«Увеличение минимального размера оплаты труда в России на 18,5 процента до 19 242 рублей в 2024 году может быть важным шагом в борьбе с бедностью. Это увеличит уровень доходов для многих работников, особенно для тех, кто получает низкую зарплату. Это поможет несколько улучшить качество жизни и обеспечить базовые потребности людей. Однако следует учесть, что бедность — сложная и многоаспектная проблема. Одно лишь увеличение минимальной оплаты труда может быть недостаточным для ее полного решения. Другие факторы, такие как доступность образования, медицинские услуги, жилье и социальная защита, также играют важную роль в борьбе с бедностью. Поэтому необходимо принять комплексный подход, чтобы улучшить условия жизни людей по всем аспектам. Следует также учесть, что уровень инфляции имеет важное значение. Если инфляция растет быстрее, чем размер оплаты труда, то увеличение минимальной зарплаты не принесет ожидаемого эффекта. Контроль над инфляцией и обеспечение роста зарплат с превышением роста цен — единственный путь к победе над бедностью», — отметил в беседе с «Московской газетой» доктор делового администрирования (DBA) по юриспруденции, экономике и управлению Роман Синицын.
Как мы смотримся в сравнении с передовыми государствами по этому показателю?
«По сравнению с развитыми странами минимальная оплата труда в России остается на низком уровне. Например, в 2020 году минимальная зарплата в Германии составляла примерно 135 000 рублей, что существенно выше минимального размера оплаты труда в России. Это говорит о том, что в РФ еще предстоит проделать большую работу, чтобы сократить разрыв с развитыми странами. В то же время сравнение минимальных зарплат требует учета множества факторов, таких как структура экономики, уровень цен, налоговая система и социальные льготы. Различия в этих аспектах могут объяснять разницу в минимальных зарплатах между Россией и развитыми странами. Большие социально-экономические изменения требуют времени и не могут быть достигнуты мгновенно. Поэтому сложно предсказать точные сроки, когда уровень минимальной оплаты труда в России приблизится к уровню на Западе. Однако увеличение минимального размера оплаты труда в 2024 году можно рассматривать как шаг в правильном направлении», — отметил аналитик.
По его словам, если повышать зарплату без повышения производительности труда (по которой мы пока отстаем от западных стран), то это может стать ловушкой для бизнеса. И здесь уже должно подключаться государство.
«Следует также учитывать, что повышение минимальной оплаты труда может оказать негативное влияние на малые и средние предприятия. Для них такая значительная стоимость труда может стать непосильной ношей, особенно в условиях экономического спада или кризиса. В результате предприятия будут вынуждены сокращать рабочую силу или даже закрываться, что может привести к росту безработицы и ухудшению экономической ситуации. Также важно отметить, что повышение минимальной оплаты труда не решит все проблемы социальной справедливости и неравенства доходов в России. Должны существовать и другие меры для поддержки малоимущих граждан, такие как система социальных пособий и программы поддержки семей с детьми. Чтобы достичь долгосрочного всеобъемлющего улучшения в борьбе с бедностью необходима комплексная стратегия, которая учитывает все аспекты экономической и социальной политики. Повышение минимальной оплаты труда в 2024 году может быть положительным шагом по борьбе с бедностью в России. Оно может способствовать улучшению доходов для многих работников и уменьшению разрыва с развитыми странами. Однако для достижения долгосрочных и результатов необходимо также учитывать инфляцию, поддерживать малые и средние предприятия, а также принимать и другие социально-экономические меры для борьбы с бедностью и неравенством», — резюмировал Роман Синицын.