Обзор безумных событий недели в мире технологий: 72 часа, которые потрясли всех. Идеально для тех, кто хочет быть в курсе главного сериала в айти.
Битва на вершине компании OpenAI началась очень внезапно в пятницу (17 ноября). Напомню, что это та самая компания, которой принадлежит разработка чатбота ChatGPT, известного в России как “чат гпт” или “чат жпт”.
Самого появление этого чатбота, способного написать текст за тебя, нарисовать картинки и многое другое, наделало много шума. А теперь OpenAI ChatGPT опять попала во все новостные ленты, когда совет директоров объявил, что увольняет создателя нейросети ChatGPT, соучредителя компании и главного исполнительного директора Сэма Альтмана (Sam Altman).
Первый шок – Сэм Альтман уволен?! Сразу возникло много вопросов, почему уволили Сэма Альтмана. Например,
- Как получилось, что всего четыре члена правления смогли отстранить от должности исполнительного директора компании, проведя коротенькое собрание онлайн?
- Почему у некоторых членов правления почти нет опыта работы на уровне управления крупными проектами?
- И почему компании Microsoft, безусловно, крупнейшему инвестору в OpenAI, не досталось места в совете директоров?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно разобраться в уникальной структуре компании (в этой компании всё уникально 😀). Давайте вернёмся в 2015 год, когда OpenAI только начинала свою деятельность.
Сэм Альтман сразу задумал её как некоммерческую компанию. В пресс-релизе было предельно ясно сказано: "Наша миссия – создавать ценность для всех, а не для акционеров".
Цель состояла в том, чтобы "продвигать цифровой интеллект таким образом, который, скорее всего, принесет пользу человечеству в целом, не ограничиваясь необходимостью получения финансовой отдачи".
Учредители компании также верили, что создать искусственный интеллект, способный выполнять любую задачу, на которую способен человек, можно и за относительно небольшие деньги. Спонсоры выделили на проект 1 млрд долларов, но "мы ожидаем потратить лишь малую часть этой суммы в ближайшие несколько лет".
Как выяснилось к 2019, они были очень наивными. Для достижения высоких амбиций по разработке человекоподбного ИИ требуются огромные мощности облачных вычислений. А это означает крупные инвестиции.
Чтобы получить нужное финансирования, некоммерческая организация OpenAI превращается в странный гибрид и создаёт коммерческое подразделение. Идея была в том, чтобы работать над достижением своей высокой цели – помогать человечеству, – одновременно привлекая крупное финансирование. Своего рода сочетание "лучшего из обоих миров".
Вот тут-то всё и начинает усложняться.
Коммерческое подразделение должно придерживается фундаментальных ценностей компании, поэтому руководить всей OpenAI будет некоммерческий совет.
Это звучит странно, но некоммерческому правлению необязательно давать своим основным инвесторам право голоса в том, как управляется компания, потому что правление руководствуется своей миссией, а не прибылью.
В течение следующих нескольких лет несколько первоначальных членов совета директоров покинули компанию, часто ссылаясь на конфликт интересов. По состоянию на прошлую неделю совет директоров состоял всего из шести человек – необычно небольшое число для компании, стоимость которой, по разным оценкам, составляет 80-90 миллиардов долларов.
В их число входили три старших руководителя Open AI: Грег Брокман (председатель и президент), Илья Суцкевер (главный научный сотрудник) и Сэм Альтман (исполнительный директор) и внештатные сотрудники Адам Д'Анджело, Таша Макколи и Хелен Тонер.
Очень странно, ведь
"Большинство компаний такого размера и значимости, как OpenAI, имеют советы директоров из 8-15 человек, большинство из которых независимы, и все они имеют больший опыт работы в совете директоров", – написала бывший исполнительный директор Yahoo Марисса Майер на X.
Поскольку решения принимались большинством, это означало, что всего четыре человека могли провести радикальные изменения в OpenAI, включая избавление от её исполнительного директора. И в роковую пятницу именно это они и сделали. Сэм Альтман, руководитель самой быстрорастущей компании в истории, был уволен – и Грег Брокман (Greg Brockman) уволился вслед за ним.
Что произошло дальше? По накалу страстей этот эпизод с увольнением даст фору любому остросюжетному сериалу:
- Microsoft тут же предлагает Альтману возглавить "новую передовую исследовательскую группу по искусственному интеллекту” у себя в компании.
- Некоторые сотрудники увольняются вслед за духовных лидером OpenAI
- Технический директор и инвесторы пытаются договориться с советом директоров
- Совет директоров (помним, их осталось только четверо) упирается и приглашает на должность Альтмана бывшего главу стримингового сервиса Twitch – Эммета Шира (Emmett Shear)
- Всего за несколько часов этим решением совет ставит под угрозу существование 90-миллиардной компании
- Оставшиеся сотрудники OpenAI почти в полном составе требуют отставки совета директоров:
Эван Морикава (Evan Morikawa), технический директор OpenAI, заявил, что 743 из 770 сотрудников OpenAI подписали письмо с призывом к правлению уйти в отставку, причем сами сотрудники угрожают уйти, если их требования не будут выполнены..
Пока я писала эту статью, пришла новость от агентства Рейтер (Reuters), что OpenAI во вторник вечером, 21 ноября, достигла соглашения с Сэмом Альтманом о его возвращении на пост генерального директора.
Так ли это, увидим в ближайшем будущем. Возможно, он как героиня моей предыдущей статьи тоже решает "Уйти или остаться?"
With love,
Nadin 😘