Начнём мы, конечно, с картины 1793 года Жака-Луи Давида, выполненной в неоклассическом стиле. Она представляет смерть Жана-Поля Марата, убитого 13 июля 1793 года Шарлоттой Корде. Корде ставила в вину Марату призывы к массовому террору и полномасштабной гражданской войне. На суде она заявила: «Я убила одного человека, чтобы спасти 100 000 человек».
Марат часто принимал лечебные ванны, чтобы облегчить сильный зуд из-за кожного заболевания, которым, как говорят, он заразился много лет назад, когда был вынужден прятаться от своих врагов в канализации Парижа.
Давид был близким другом Марата, а также ярым сторонником Робеспьера и якобинцев. Решив почтить память своего друга, Давид нарисовал этот портрет Марата.
Стиль
Фигура Марата выглядит идеализированной. Например, на картине нет никаких признаков кожного заболевания. Давид, однако, извлек другие подробности из своего визита в резиденцию Марата за день до убийства: ванну, зеленый ковер и чернильницу. Убийцы не видно, но имя Шарлотты Корде можно увидеть на её записке, которую Марат держит в левой руке и благодаря которой Шарлотта получила доступ в дом своей жертвы.
Несмотря на реалистичность деталей, картина в целом представляет собой методичную конструкцию, тщательно продуманную постановку, которую сегодня некоторые критики рассматривают как «ужасно красивую ложь» (так, нож виден не там, где его оставила Корде — в груди Марата, а на земле, рядом с ванной; перед смертью Марат исправлял корректуру своей газеты "Друг народа", а не читал записку).
«Смерть Марата» часто сравнивают с «Пьетой» Микеланджело. Обратите внимание на свисающую удлиненную руку в обеих работах.
Давид восхищался работами Караваджо, особенно его «Положением во гроб», в котором узнаётся драматизм и игра света «Смерти Марата».
Давид стремился придать Французской республике священные качества, издавна связанные с монархией и католической церковью. Он нарисовал мученика Революции, в манере, напоминающей христианского мученика, с лицом и телом, залитыми мягким, сияющим светом.
Подражание и соперничество
Вызвавшая широкое восхищение у якобинцев, чьи вожди заказали несколько копий картины Давида, «Смерть Марата» после свержения и казни Робеспьера утратила своё очарование. Сам Давид в 1795 году был привлечен к ответственности как близкий друг Робеспьера (ему пришлось дождаться возвышения Наполеона, чтобы снова стать заметной фигурой в мире искусства). С 1795 года и до смерти Давида картина прозябала в безвестности. Во время изгнания Давида в Бельгию "Марата" спрятал где-то во Франции Антуан Гро, самый близкий ученик Давида. В 1826 году (и позже) картину пытались продать, но безуспешно. В середине XIX века она была заново открыта критиками, после того как Шарль Бодлер и Прудон расхвалили её, увидев на базаре Бонн-Нувель в 1845 году.
Оригинал картины в настоящее время выставлен в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе — городе, где художник жил и умер в изгнании после падения Наполеона. Некоторые из копий (точное число завершенных остается неопределенным), сделанных учениками Давида в 1794—1795 гг., сохранились, их можно увидеть в музеях Дижона, Реймса и Версаля. Экземпляр газеты со следами крови Марата и воды из его ванны сохранился и в настоящее время находится в собственности Роберта Линдсея, 29-го графа Кроуфорда.
Другие художники также изображали смерть Марата. Среди этих более поздних работ — «Шарлотта Корде» Поля Жака Эме Бодри, написанная в 1860 году, во времена Второй империи, когда «чёрная легенда» о Марате (ненасытном чудовище, жаждущем крови) была широко распространена среди образованных людей. Картина изображает Шарлотту Корде в образе героини Франции.
В ХХ веке картина Давида вдохновила нескольких художников (среди них Пикассо и Мунк). Версии Пикассо и Мунка не столько пытаются обратиться к исходному контексту, сколько стилистически противостоять ему.
Версия Э.Мунка, 1907.
Пабло Пикассо. «Женщина со стилетом (Смерть Марата)», 1931.
Менее известные имена.
"Смерть Марата" Эухенио Рекуенко (род. в 1968).
Гэвин Терк (род. в 1967), «Смерть Марата»
Юэ Миньдзюнь (род. 1962), «Смерть Марата»
Элизабет Олсон Валлин (род. 1961 г.), Марат
Ричард Джексон, Прачечная (Смерть Марата), 2009
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
«Последняя война Российской империи» (описание)
Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.