Основное назначение сети сотовой связи - это предоставление услуг для абонентов. Голосовые звонки, SMS, интернет данные занимают подавляющий объём передаваемых данных. Но для работы всей системы также необходима служебная информация или, как её называют, сигнализация.
Любая процедура в сети сотовой связи во время активного соединения сопровождается передачей команд и ответов об их исполнении. Кроме того, смартфоны и базовые станции передают всевозможные отчёты, списки, настройки, идентификаторы - всё что нужно для работы сети. Это и есть сигнализация.
Причём служебные сообщения, как правило, передаются не в общем потоке пользовательских данных, а в специальных служебных каналах. Соответственно, пользовательские данные передаются в трафиковых каналах.
Основная цель такого разделения в приоритезации, уменьшении задержек и резервирования ресурса для сигнализации. Ведь без служебной информации передача любых пользовательских данных будет невозможной. Поэтому ей уделяют максимальное внимание.
Самая универсальная классификация служебных сообщений, которую можно применить для сети сотовой связи любого стандарта и поколения - по её назначению. Служебные сообщения бывают широковещательными (общими) - "broadcast" и выделенными (частными) - "dedicated".
Уже из названия видно, что широковещательные сообщения предназначены сразу для всех абонентов, а выделенные касаются конкретного пользователя и несут информацию полезную только ему.
Самым простым примером широковещательных сообщений является пейджинг, о котором я недавно рассказывал. Пейджинг - это поиск абонента в определённой зоне для установления входящего соединения. Соответственно, пейджинговые сообщения должны слушать все телефоны, чтобы не пропустить предназначенные именно ему.
Выделенная сигнализация составляет подавляющий объём всей сигнализации. Это команды на установление соединения, хэндоверы, изменение параметров соединения, отчёты об измерениях и многое другое.
Главное условие нормальной работы телефона и сотовой сети в целом - это соблюдение всех правил сигнального обмена, прописанных в стандарте. В нём чётко сказано как именно должны реагировать базовая станция и смартфон на определённые сообщения, что должны уметь и как отвечать.
Если в процессе эксплуатации выявляются какие-то отклонения или спорные ситуации производители выпускают обновления программного обеспечения для устранения выявленных проблем.