19,4K подписчиков

Названия за окном электрички: Симферополь – Севастополь

2,9K прочитали

Сегодня мы отправимся по магистрали, соединяющей два города с похожим названием: Симферополь и Севастополь. Но на самом деле это лишь 70 километров главной железнодорожной магистрали Российской империи, связавший ее север и юг. Мы это почувствуем в километраже безымянных станций: 1473-й км, 1531-й км…

Сегодня мы отправимся по магистрали, соединяющей два города с похожим названием: Симферополь и Севастополь.

В 1871 году предприниматель Петр Губонин получил концессию на строительство Лозово-Севастопольской железной дороги. 14 октября 1784 года первый поезд пришел в центр Крыма, а через год долгожданный паровозный свисток услышали жители Севастополя. Почти 150 лет эта дорога дарит пассажирам смеяющие друг друга крымские пейзажи за окном.

Чистенькая

Первая на нашем пути станция – Чистенькая – получила название от села, которое находится в 3 км. Она появилась вместе с открытием участка железной дороги Симферополь-Севастополь.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Чистеньком (фото azbyka.ru)
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Чистеньком (фото azbyka.ru)

Часто красивые названия, вроде Чистенького, связывают со временами Екатерины Великой. Иногда даже рассказывают, что здесь императрица вроде как привела себя в порядок после длительного путешествия, а в следующем селе – «Приятное свидание» – состоялась ее встреча с Григорием Потемкиным. На деле все не так.

До присоединения Крыма к России оно называлось Аджи-Кал, или Ачкал. На карте 1817 года Ачкал помечен как пустующее поселение, но уже в 1842 году (через полвека после смерти Екатерины) село нанесено как Чистенькая Русская. Сюда прибыли переселенцы и в селе насчитывалось 27 дворов. Правда только в том, что, в самом деле, многие топонимы в Крыму появлялись при переименовании крымскотатарских поселений при Екатерине, и позже при советской власти.

о.п. 1479 км

Перед платформой 1479 км поезд делает плавный поворот, оставляя слева село с ласкающим слух названием – Приятное свидание. Каких только легенд не рассказывают туристам (обычно про Екатерину, см. выше).

Сегодня мы отправимся по магистрали, соединяющей два города с похожим названием: Симферополь и Севастополь.-3

На самом деле это село и название возникли гораздо позже – в дни Крымской войны 1853 – 1856 гг. В этом месте на дороге между Симферополем и осажденным Севастополем встречались солдаты и офицеры. Одни ехали на лечение и отдых, другие, во всеобщем воодушевлении ехали в Русскую Трою, чтобы защитить ее. Поскольку и те, и другие были не прочь выпить императорские сто грамм, у дороги возник кабачок с названием «Приятное свидание».

Чуть дальше отъехав на полтора километра, поезд будет огибать небольшую отдельно стоящую часть села Тополи, которое подходит прямо к железной дороге с левой стороны. Посмотрите внимательно в окно.

До присоединения Крыма к России здесь находилось самое большое татарское село в округе – Аджи-Бике. В начале 19-го века земля сменила хозяина, деревню пожаловали графу Мезону. Он устроил здесь усадьбу с прудом и фонтанами. Пруд сохранился и его можно увидеть в окне поезда. Правда, фонтан не действует.

Почтовая

Как и большинство населённых пунктов Крыма он был переименован в 1945 году. Его прежнее название – Базарджик. Это означает «небольшой рынок». Посёлок расположен на берегу реки Альмы, что в переводе с крымскотатарского означает «яблоко». Во время Крымской войны 1853-1856 годов в сражении на Альме русские войска были разбиты англо-франко-турецкой армией. Название Альма получила первоначально и станция, открытая у Базарджика в 1874 году.

Фото: А. Косун
Фото: А. Косун

Есть в Почтовом одно очень интересное с архитектурной точки зрения сооружение. Это построенная в начале 20 века на средства последнего бухарского эмира, Сеида Алима водонапорная башня. Она находится слева по ходу движения, рядом со станционным домиком.

о.п. 1486 км

Слева от платформы «1486-й километр» находится посёлок Севастьяновка, а справа – Самохвалово. Оба села возникли в начале 20 века. Первыми их жителями стали русские переселенцы из южных губерний России. В Севастьяновке тогда проживало 40 человек, а в Самохвалово – тридцать.

Герой Советского Союза, лётчик Николай Самохвалов
Герой Советского Союза, лётчик Николай Самохвалов

По некоторым сведениям, на месте Самохвалово ещё в середине 19 века существовала усадьба некоего рижанина по фамилии Кауль, из-за чего татарское население называло эту местность Шакул-бахча. В 1948 году Шакул был переименован в честь уроженца села, Героя Советского Союза, лётчика Николая Самохвалова.

Самохвалово

Станция Самохвалово получила своё название от знакомого уже нам одноимённого села, которое находится в пяти километрах от неё. Станция была открыта в 1895 году, и называлась тогда Шакул.

Весной 1942 года на станции базировалось несколько немецких железнодорожных супер-пушек типа «Бруно». Фашисты использовали их для обстрелов Севастополя.

Несмотря на то, что сегодня здесь останавливаются не только электрички, но и некоторые пассажирские поезда, основное предназначение станции – вывоз строительного альминского камня-известняка.

Менгир в окрестностях Глубокого Яра (https://cont.ws/uploads/pic/2015/8/mengir1.jpg)
Менгир в окрестностях Глубокого Яра (https://cont.ws/uploads/pic/2015/8/mengir1.jpg)

Ближайшим к станции Самохвалово населённым пунктом является село Глубокий Яр, бывшее Улаклы. В переводе с крымско-татарского Улаклы означает «козлёнок». В его окрестностях Глубокого Яра находится самый крупный в Крыму менгир – вертикальный камень, обработанный человеком эпохи неолита. С его помощью древние жители Крыма определяли дни весеннего и осеннего равноденствия.

Бахчисарай

Впереди на нашем пути манящий древностью Бахчисарай. Это имя состоит из двух тюркских слов, давно живущих и в русском языке. Бахча – означает «сад». А вот сарай – совсем не то, что вы подумали. Сарай означает «дворец».

Вокзал в Бахчисарае (фото bangkokbook.ru)
Вокзал в Бахчисарае (фото bangkokbook.ru)

Хорошо известно, что Бахчисарай с 15 по 18-й век был столицей Крымского ханства. Но не многие знают, что, в течение нескольких месяцев, с ноября 1917-го по январь 1918-го, Бахчисарай был столицей ещё одного самопровозглашённого государства – Крымской Народной Республики. Её правительство претендовало на восстановление государственного суверенитета крымских татар, но было разогнано отрядами революционных севастопольских моряков.

Здание бахчисарайского вокзала построено одновременно с началом работы железнодорожной станции, в 1875 году. Во время Великой Отечественной войны вокзал сильно пострадал. Недавно здесь была проведена масштабная реставрация.

о.п. 1501 км

Справа от платформы 1501-й километр, на левом берегу реки Кача, расположено село Железнодорожное. Оно возникло в 20-е годы прошлого века. В советское время входило в состав совхоза имени Коминтерна.

Село Железнодорожное (фото А. Косун)
Село Железнодорожное (фото А. Косун)

Сразу за селом видна обширная возвышенность. Это плато Кара-Тау, что в переводе с тюркского означает «чёрная гора». С давних времён на этих высотах располагались наблюдательные пункты различных народов, начиная с эпохи ранней бронзы и заканчивая событиями Великой Отечественной войны.

Сирень

Станция Сирень начала свою работу в 1895 году. Хочется тут же на ходу придумать легенду, что в этом месте Григорий Потемкин, чтобы сделать приятное Екатерине Великой, высадил неземной красоты сирень. А самодержица, посидев в тени куста, велела это место так и отныне и величать...

Но, увы, название это по происхождению … как минимум, тюркское. Дело в том, что первоначально она называлась Сюрень. В Сирень её переименовали только в 1952 году. Рядом со станцией находится одноимённый посёлок.

Сегодня мы отправимся по магистрали, соединяющей два города с похожим названием: Симферополь и Севастополь.-9

Впрочем и Сюрень название вряд ли исконное. Недалеко от станции у сел Большое и Малое Садовое находится византийская крепость Сюйрень, известная как Шиварин или Сциварин и происходящая от готского слова, означающего «обломок скалы».

На стене вокзала Сирень висит мемориальная табличка: «Отсюда и с других железнодорожных станций были насильно вывезены депортированные из Крыма в августе 1941 года немцы, в мае 1944 года – крымско-татарский народ и в июне 1944 года – армяне, болгары и греки». В 2021 году возведён мемориальный комплекс «Путь возрождения народов Крыма».

о.п. 1509 км

Село Холмовка, которое видно вдалеке слева по ходу поезда на пути к платформе 1509 км, раньше называлось Заланкой, что в переводе означает «деревня тирана». Но что это за тиран и как его звали, современной исторической науке неизвестно. Зато известно, что ещё в 13 веке Заланкой входило в состав православного княжества Феодоро, столица которого располагалась на горе Мангуп.

 Свято-Николаевский мужской монастырь (фото inok.info)
Свято-Николаевский мужской монастырь (фото inok.info)

Во время Крымской войны в Заланкое разместилось четыре эскадрона Киевского гусарского полка, которые после оставления Севастополя препятствовали продвижению англо-французских войск вглубь полуострова.

Сегодня на территории Холмовки действуют Свято-Николаевский мужской монастырь, мечеть «Заланкой джамиси» и мусульманское культовое здание «Хак ёлу». В этом месте наш поезд по пути наименьшего сопротивления начинает буквально стекать по долине реки Бельбек к берегу моря.

Всего в пяти километрах от Холмовки находятся популярные туристические объекты – пещерный город Эски-Кермен и средневековый замок Кыз-Куле, или Девичья башня.

Верхнесадовая

До 1945 года станция Верхнесадовая и село рядом с ней назывались Дуванкой.

История Дуванкоя неразрывно связана с обороной Севастополя в конце 1941 года. К востоку от села был выстроен Дуванкойский опорный пункт – главный оборонительный рубеж осаждённого фашистами Севастополя.

Верхнесадовое  (фото Wikimapia.org)
Верхнесадовое (фото Wikimapia.org)

7 ноября 1941 года, при отражении первого штурма города в окрестностях Дуванкоя произошёл легендарный бой, во время которого пятеро моряков- черноморцев остановили танковую колонну противника. Герои подбили десять танков, но и сами все погибли. В селе есть небольшой музей с диорамой, рассказывающий об этом подвиге.

о.п. 1518 км

На пути к платформе 1518-й километр нам встретится несколько интересных объектов. Первым из них, слева по ходу движения, будет урочище Горный ключ с развалинами усадьбы Кокораки и церкви Преображения. Внимательно смотрите в левое окно и вы на мгновение увидите нависающие над железной дороги остовы стен.

В начале 19 века здесь находился хутор, принадлежавший контр-адмиралу Андрею Критскому. Во время Крымской войны этой местностью владел капитан 2-го ранга Андрей Христофорович Кокораки, выходец из Греции. Им-то и было построено здание усадьбы.

Камышловский мост (фото fishki.net)
Камышловский мост (фото fishki.net)

Его сын, Орест Андреевич, к которому усадьба перешла по наследству, был в 1918 году расстрелян революционными матросами прямо в собственном доме. С тех пор здание усадьбы Кокораки находится в заброшенном состоянии.

Следующим объектом станет Камышловский мост, перекинутый через гигантский Камышловский овраг, в глубине которого находится село, давшее ему имя. Мост был самым трудным объектом при строительстве железной дороги. Его неоднократно перестраивали.

Сегодня высота моста составляет 32 метра, длина – более 200 метров. Его возвели в июле 1944 года, сразу после освобождения Крыма советскими войсками. Справа внизу видны остатки предыдущего, построенного в 1913-м. А тот в свою очередь, сменил обветшавшый первоначальный мост, построенный в 1875 году с открытием дороги.

«Поворот» и Шавринская выемка

На пути к следующей станции – Мекензиевы горы – наш поезд начнет заметно забирать влево. Село, которое остается справа, так и называется – Поворотное. Все дело в том, что мы покидаем гостеприимную Бельбекскую долину, чтобы преодолевая сложный рельеф, оказаться в долине другой реки – Черной.

Шавринская выемка
Шавринская выемка

На участке между платформой 1518-й километр и станцией Мекензиевы горы вдоль железнодорожного полотна постоянно встречаются стрелковые окопы, пулемётные гнёзда, артиллерийские доты, противотанковые рвы, братские могилы, памятники боевым частям, которые защищали, а затем освобождали Севастополь.

Наш поезд проходит по знаменитой Шавринской выемке, пятисотметровому сооружению, прорубленному в скале из песчаника. Из-за совершенно вертикальных откосов выемка кажется практически тоннелем. Ее прорубили вручную в конце 19 века при строительстве железной дороги Симферополь – Севастополь. Руководил работами инженер Шаврин, чьим именем и было названо искусственное сооружение.

Мекензиевы горы

До присоединения Крыма к России Мекензиевы горы назывались Кок-Агач, что означает «серые деревья». Но граф Потёмкин подарил эту местность основателю Севастополя и первому главнокомандующему Севастопольским портом, контр-адмиралу Томасу Мак-Кензи. Выходец из Шотландии в России называли Фома Фомич Мекензи. Он-то и построил здесь хутор Мекензиевка, от которого вся возвышенность получила его имя.

Фото chuh-chuh.ru
Фото chuh-chuh.ru

На станции Мекензиевы горы железнодорожные пути расходятся. Правая ветка ведёт на Северную сторону Севастопольской бухты и она нужна для обслуживания предприятий и воинских частей. Левая же, по которой следует наш поезд – ведет в центральную часть Севастополя.

Впереди нас ждёт проезд по впечатляющему железнодорожному виадуку через Клеопину балку и шесть железнодорожных тоннелей, которые приводят в восторг маленьких пассажиров.

Первый из тоннелей, в который мы нырнем, называется Сухарный. Он проложен рядом с Сухарной балкой, где в начале 19 века стоял завод по производству сухарей для Морского ведомства.

В Сухарной балке находилось татарское селение Ак-Яр, то есть Белый овраг. До основания Севастополя это было практически единственное обитаемое место на берегу огромной Севастопольской бухты, которую первоначально так и называли: Ахтиярской.

Графский виадук

Вынырнув из Сухарной балки, словно для контраста наш поезд перелетает по высокому виадуку через Клеопину балку. Названа по располагавшемуся в ней в XIX веке хутору братьев Клеопиных. Моряки иногда называли ее Клепальной балкой, как более понятным и привычным на слух.

Фото sdelanounas.ru
Фото sdelanounas.ru

А вот мост-путепровод, дарящий нам такой замечательный вид, на самом деле никак официально не называется. Иногда его называют Графский, поскольку этом имя носит тоннель сразу за ним. Есть в этих местах еще и Графская балка, и Графская бухта. Все это названо в честь графа Марко Войновича, одного из основателей Черноморского флота. Кстати, Графская пристань в Севастополе тоже названа в его честь.

Всего же на пути в Севастополь построено шесть туннелей: больших и малых. Графский тоннель, первый на нашем пути и самый короткий из них.

Для красивой легенды хотелось бы, конечно, чтобы тоннелей было семь и иногда называют именно это число. И тогда уже можно загадывать желание в столь сакральном месте! Что ж, если так угодно, то давайте седьмым тоннелем будем считать ту самую 500-метровую Шавринскую выемку, которую мы проехали.

Почти сразу после Графского тоннеля, словно набрав воздух, поезд погружается в третий – Белый тоннель – получил своё название от цвета инкерманского камня, известняка, который добывали в местных каменоломнях. А за ним – самый длинный – Цыганский.

Цыганский тоннель

Его протяжённость целых 659 метров. Он проходит под горой, которая уже несколько веков была главным местом добычи Инкерманского камня. Из него с самого основания и строились белоснежные здания Севастополя. Каменоломни можно будет частично увидеть после того, как мы вырвемся из тоннеля.

Разработки инкерманского камня
Разработки инкерманского камня

Считается, что тоннель назван в честь инженера Цыганкова, который руководил его строительством. По другой версии его название происходит от Цыганской балки, которая находится поблизости.

о.п. 1529 км

Слева от платформы 1529-го километра находится скала Лягушка, на которую можно при случае подняться, чтобы насладиться живописным видом на Севастопольский залив и устьем реки Чёрной.

Удивительный факт – небольшой отрезок железной дороги в районе 1529-го км намного старше всей остальной магистрали. Как так получилось?

Сегодня мы отправимся по магистрали, соединяющей два города с похожим названием: Симферополь и Севастополь.-17

Дело в том, что еще в 1843 году мичман Дмитрий Волохов, отслужив на флоте, занялся прибыльным бизнесом – добычей белого инкерманского камня, из которого тогда строился весь город.

Для доставки материала от каменоломни до небольшой гавани у устья реки Черной он построил небольшую конно-железную дорогу длиной всего в одну версту. Но ее место было настолько удачно выбрано, что при строительстве Лозово-Севастопольской железной дороги эту пусть и маленькую, но первую Крымскую железную дорогу включили в трассу новой магистрали.

2-я Шавринская выемка и монастырь

Наш поезд проходит ещё по одной Шавринской выемке. Она не столь впечатляющая, как первая. Но тоже довольно фактурная. Ее можно увидеть в фильме «Офицеры», в сцене с поездом, в котором у Алексея Трофимов и его жены Любочки на свет появляется сын.

Инкерманский пещерный монастырь (фото photocentra.ru)
Инкерманский пещерный монастырь (фото photocentra.ru)

Но самое главное нас ждет сразу после выемки. Слева по ходу поезда мы видим две знаменитые достопримечательности Севастополя – крепость Каламиту и Инкерманский пещерный монастырь. Сюда нужно приехать специально, чтобы в полной мере насладиться красотой и святостью здешних мест. Но несколько слов сказать о них мы просто обязаны.

о.п. 1531 км

Рядом с платформой 1531-й километр находится Балаклавский разъезд. Здесь железнодорожные пути снова расходятся. Правая ветка, по которой пойдёт наш состав, уходит на станцию Инкерман-1 и далее – на пассажирский вокзал Севастополя. Левая направляется в сторону грузовой станции Инкерман-2, от которой 27-километровая ветка ведёт к Камышовой бухте.

Кадр из к/ф «Офицеры» (Киностудия им. А.М. Горького, реж. В. Роговой, 1971)
Кадр из к/ф «Офицеры» (Киностудия им. А.М. Горького, реж. В. Роговой, 1971)

Железная дорога здесь делает заметную петлю, огибая оконечность Большой Севастопольской бухты и словно давая нам возможность насладиться ее видом. Она настолько крутая, что если ехать на достаточно длинном поезде и посмотреть назад в окно, то может показаться, что хвост состава едет совсем в другую сторону.

Кстати, именно на этой петле в фильме «Офицеры», который мы уже вспоминали, Иван Варавва спрыгивает с поезда, чтобы собрать полевые цветы для Любочки. В кадре заметно отсутствие контактной сети. Фильм снят в 1971 году, за четыре года до электрификации этой линии.

Инкерман-1

Станция находится на территории города Инкерман, который возник одновременно с крепостью Каламита и первоначально носил то же название. В Инкерман его переименовали турки в 15 веке. Осенью 1854 года в устье реки Чёрной произошло одно из самых кровопролитных столкновений Крымской войны – Инкерманское сражение.

Сегодня мы отправимся по магистрали, соединяющей два города с похожим названием: Симферополь и Севастополь.-20

В 1976 году Инкерман переименовали в город Белокаменск, так как здесь располагались каменоломни белого камня, из которого построено большинство зданий Севастополя. Ну и давайте в третий раз вспомним фильм «Офицеры». Именно на станции «Инкерман-1» снята сцена, где Иван Варрава прощается с другом Алексеем и Любочкой, держащей на руках только что рожденного сына Егора. Все мы помним его брошенную фразу: «Внука чтоб Иваном назвали! Слышите, Иваном!».

Севастополь

Пробравшись через Троицкий и городской тоннель, мы оказываемся на берегу Южной бухты, крупнейшей из примыкающих к Большой Севастопольской. Поезд прибывает на вокзал, который находится на так называемой Корабельной стороне, а противоположная сторона бухты называется условно Городской.

Место, где находится вокзал города и станция, когда-то было топким. При строительстве железной дороги его осушили и подняли, образовав так называемую «пересыпь».

Вокзал в Севастополе (фото bangkokbook.ru)
Вокзал в Севастополе (фото bangkokbook.ru)

Выйдя из поезда обязательно обратите внимание на железнодорожный вокзал. Тот, что был построен в 19-м веке, до нас, в первоначальном виде не дошел. Его разрушили во время Великой Отечественной войны.

Но сохранилось большое количество открыток и фотографий. Внимательно посмотрите на них, есть хорошая новость! Сегодняшний вокзал, построенный в 1950-х годах в духе «севастопольского ампира», в целом повторяет компоновку прежнего здания, и на самом деле часть его стен была сохранена!

А две узнаваемых башенки, похожие то ли на трубы, то ли на рубки, превратили этот вокзал в корабль, словно стоящий на вечной стоянке в Южной бухте и оберегающий «город, достойный поклонения».

Вы можете воспользоваться аудиогидом izi.travel, чтобы повторить это путешествие.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL