Сегодня мы отправимся по магистрали, соединяющей два города с похожим названием: Симферополь и Севастополь. Но на самом деле это лишь 70 километров главной железнодорожной магистрали Российской империи, связавший ее север и юг. Мы это почувствуем в километраже безымянных станций: 1473-й км, 1531-й км…
В 1871 году предприниматель Петр Губонин получил концессию на строительство Лозово-Севастопольской железной дороги. 14 октября 1784 года первый поезд пришел в центр Крыма, а через год долгожданный паровозный свисток услышали жители Севастополя. Почти 150 лет эта дорога дарит пассажирам смеяющие друг друга крымские пейзажи за окном.
Чистенькая
Первая на нашем пути станция – Чистенькая – получила название от села, которое находится в 3 км. Она появилась вместе с открытием участка железной дороги Симферополь-Севастополь.
Часто красивые названия, вроде Чистенького, связывают со временами Екатерины Великой. Иногда даже рассказывают, что здесь императрица вроде как привела себя в порядок после длительного путешествия, а в следующем селе – «Приятное свидание» – состоялась ее встреча с Григорием Потемкиным. На деле все не так.
До присоединения Крыма к России оно называлось Аджи-Кал, или Ачкал. На карте 1817 года Ачкал помечен как пустующее поселение, но уже в 1842 году (через полвека после смерти Екатерины) село нанесено как Чистенькая Русская. Сюда прибыли переселенцы и в селе насчитывалось 27 дворов. Правда только в том, что, в самом деле, многие топонимы в Крыму появлялись при переименовании крымскотатарских поселений при Екатерине, и позже при советской власти.
о.п. 1479 км
Перед платформой 1479 км поезд делает плавный поворот, оставляя слева село с ласкающим слух названием – Приятное свидание. Каких только легенд не рассказывают туристам (обычно про Екатерину, см. выше).
На самом деле это село и название возникли гораздо позже – в дни Крымской войны 1853 – 1856 гг. В этом месте на дороге между Симферополем и осажденным Севастополем встречались солдаты и офицеры. Одни ехали на лечение и отдых, другие, во всеобщем воодушевлении ехали в Русскую Трою, чтобы защитить ее. Поскольку и те, и другие были не прочь выпить императорские сто грамм, у дороги возник кабачок с названием «Приятное свидание».
Чуть дальше отъехав на полтора километра, поезд будет огибать небольшую отдельно стоящую часть села Тополи, которое подходит прямо к железной дороге с левой стороны. Посмотрите внимательно в окно.
До присоединения Крыма к России здесь находилось самое большое татарское село в округе – Аджи-Бике. В начале 19-го века земля сменила хозяина, деревню пожаловали графу Мезону. Он устроил здесь усадьбу с прудом и фонтанами. Пруд сохранился и его можно увидеть в окне поезда. Правда, фонтан не действует.
Почтовая
Как и большинство населённых пунктов Крыма он был переименован в 1945 году. Его прежнее название – Базарджик. Это означает «небольшой рынок». Посёлок расположен на берегу реки Альмы, что в переводе с крымскотатарского означает «яблоко». Во время Крымской войны 1853-1856 годов в сражении на Альме русские войска были разбиты англо-франко-турецкой армией. Название Альма получила первоначально и станция, открытая у Базарджика в 1874 году.
Есть в Почтовом одно очень интересное с архитектурной точки зрения сооружение. Это построенная в начале 20 века на средства последнего бухарского эмира, Сеида Алима водонапорная башня. Она находится слева по ходу движения, рядом со станционным домиком.
о.п. 1486 км
Слева от платформы «1486-й километр» находится посёлок Севастьяновка, а справа – Самохвалово. Оба села возникли в начале 20 века. Первыми их жителями стали русские переселенцы из южных губерний России. В Севастьяновке тогда проживало 40 человек, а в Самохвалово – тридцать.
По некоторым сведениям, на месте Самохвалово ещё в середине 19 века существовала усадьба некоего рижанина по фамилии Кауль, из-за чего татарское население называло эту местность Шакул-бахча. В 1948 году Шакул был переименован в честь уроженца села, Героя Советского Союза, лётчика Николая Самохвалова.
Самохвалово
Станция Самохвалово получила своё название от знакомого уже нам одноимённого села, которое находится в пяти километрах от неё. Станция была открыта в 1895 году, и называлась тогда Шакул.
Весной 1942 года на станции базировалось несколько немецких железнодорожных супер-пушек типа «Бруно». Фашисты использовали их для обстрелов Севастополя.
Несмотря на то, что сегодня здесь останавливаются не только электрички, но и некоторые пассажирские поезда, основное предназначение станции – вывоз строительного альминского камня-известняка.
Ближайшим к станции Самохвалово населённым пунктом является село Глубокий Яр, бывшее Улаклы. В переводе с крымско-татарского Улаклы означает «козлёнок». В его окрестностях Глубокого Яра находится самый крупный в Крыму менгир – вертикальный камень, обработанный человеком эпохи неолита. С его помощью древние жители Крыма определяли дни весеннего и осеннего равноденствия.
Бахчисарай
Впереди на нашем пути манящий древностью Бахчисарай. Это имя состоит из двух тюркских слов, давно живущих и в русском языке. Бахча – означает «сад». А вот сарай – совсем не то, что вы подумали. Сарай означает «дворец».
Хорошо известно, что Бахчисарай с 15 по 18-й век был столицей Крымского ханства. Но не многие знают, что, в течение нескольких месяцев, с ноября 1917-го по январь 1918-го, Бахчисарай был столицей ещё одного самопровозглашённого государства – Крымской Народной Республики. Её правительство претендовало на восстановление государственного суверенитета крымских татар, но было разогнано отрядами революционных севастопольских моряков.
Здание бахчисарайского вокзала построено одновременно с началом работы железнодорожной станции, в 1875 году. Во время Великой Отечественной войны вокзал сильно пострадал. Недавно здесь была проведена масштабная реставрация.
о.п. 1501 км
Справа от платформы 1501-й километр, на левом берегу реки Кача, расположено село Железнодорожное. Оно возникло в 20-е годы прошлого века. В советское время входило в состав совхоза имени Коминтерна.
Сразу за селом видна обширная возвышенность. Это плато Кара-Тау, что в переводе с тюркского означает «чёрная гора». С давних времён на этих высотах располагались наблюдательные пункты различных народов, начиная с эпохи ранней бронзы и заканчивая событиями Великой Отечественной войны.
Сирень
Станция Сирень начала свою работу в 1895 году. Хочется тут же на ходу придумать легенду, что в этом месте Григорий Потемкин, чтобы сделать приятное Екатерине Великой, высадил неземной красоты сирень. А самодержица, посидев в тени куста, велела это место так и отныне и величать...
Но, увы, название это по происхождению … как минимум, тюркское. Дело в том, что первоначально она называлась Сюрень. В Сирень её переименовали только в 1952 году. Рядом со станцией находится одноимённый посёлок.
Впрочем и Сюрень название вряд ли исконное. Недалеко от станции у сел Большое и Малое Садовое находится византийская крепость Сюйрень, известная как Шиварин или Сциварин и происходящая от готского слова, означающего «обломок скалы».
На стене вокзала Сирень висит мемориальная табличка: «Отсюда и с других железнодорожных станций были насильно вывезены депортированные из Крыма в августе 1941 года немцы, в мае 1944 года – крымско-татарский народ и в июне 1944 года – армяне, болгары и греки». В 2021 году возведён мемориальный комплекс «Путь возрождения народов Крыма».
о.п. 1509 км
Село Холмовка, которое видно вдалеке слева по ходу поезда на пути к платформе 1509 км, раньше называлось Заланкой, что в переводе означает «деревня тирана». Но что это за тиран и как его звали, современной исторической науке неизвестно. Зато известно, что ещё в 13 веке Заланкой входило в состав православного княжества Феодоро, столица которого располагалась на горе Мангуп.
Во время Крымской войны в Заланкое разместилось четыре эскадрона Киевского гусарского полка, которые после оставления Севастополя препятствовали продвижению англо-французских войск вглубь полуострова.
Сегодня на территории Холмовки действуют Свято-Николаевский мужской монастырь, мечеть «Заланкой джамиси» и мусульманское культовое здание «Хак ёлу». В этом месте наш поезд по пути наименьшего сопротивления начинает буквально стекать по долине реки Бельбек к берегу моря.
Всего в пяти километрах от Холмовки находятся популярные туристические объекты – пещерный город Эски-Кермен и средневековый замок Кыз-Куле, или Девичья башня.
Верхнесадовая
До 1945 года станция Верхнесадовая и село рядом с ней назывались Дуванкой.
История Дуванкоя неразрывно связана с обороной Севастополя в конце 1941 года. К востоку от села был выстроен Дуванкойский опорный пункт – главный оборонительный рубеж осаждённого фашистами Севастополя.
7 ноября 1941 года, при отражении первого штурма города в окрестностях Дуванкоя произошёл легендарный бой, во время которого пятеро моряков- черноморцев остановили танковую колонну противника. Герои подбили десять танков, но и сами все погибли. В селе есть небольшой музей с диорамой, рассказывающий об этом подвиге.
о.п. 1518 км
На пути к платформе 1518-й километр нам встретится несколько интересных объектов. Первым из них, слева по ходу движения, будет урочище Горный ключ с развалинами усадьбы Кокораки и церкви Преображения. Внимательно смотрите в левое окно и вы на мгновение увидите нависающие над железной дороги остовы стен.
В начале 19 века здесь находился хутор, принадлежавший контр-адмиралу Андрею Критскому. Во время Крымской войны этой местностью владел капитан 2-го ранга Андрей Христофорович Кокораки, выходец из Греции. Им-то и было построено здание усадьбы.
Его сын, Орест Андреевич, к которому усадьба перешла по наследству, был в 1918 году расстрелян революционными матросами прямо в собственном доме. С тех пор здание усадьбы Кокораки находится в заброшенном состоянии.
Следующим объектом станет Камышловский мост, перекинутый через гигантский Камышловский овраг, в глубине которого находится село, давшее ему имя. Мост был самым трудным объектом при строительстве железной дороги. Его неоднократно перестраивали.
Сегодня высота моста составляет 32 метра, длина – более 200 метров. Его возвели в июле 1944 года, сразу после освобождения Крыма советскими войсками. Справа внизу видны остатки предыдущего, построенного в 1913-м. А тот в свою очередь, сменил обветшавшый первоначальный мост, построенный в 1875 году с открытием дороги.
«Поворот» и Шавринская выемка
На пути к следующей станции – Мекензиевы горы – наш поезд начнет заметно забирать влево. Село, которое остается справа, так и называется – Поворотное. Все дело в том, что мы покидаем гостеприимную Бельбекскую долину, чтобы преодолевая сложный рельеф, оказаться в долине другой реки – Черной.
На участке между платформой 1518-й километр и станцией Мекензиевы горы вдоль железнодорожного полотна постоянно встречаются стрелковые окопы, пулемётные гнёзда, артиллерийские доты, противотанковые рвы, братские могилы, памятники боевым частям, которые защищали, а затем освобождали Севастополь.
Наш поезд проходит по знаменитой Шавринской выемке, пятисотметровому сооружению, прорубленному в скале из песчаника. Из-за совершенно вертикальных откосов выемка кажется практически тоннелем. Ее прорубили вручную в конце 19 века при строительстве железной дороги Симферополь – Севастополь. Руководил работами инженер Шаврин, чьим именем и было названо искусственное сооружение.
Мекензиевы горы
До присоединения Крыма к России Мекензиевы горы назывались Кок-Агач, что означает «серые деревья». Но граф Потёмкин подарил эту местность основателю Севастополя и первому главнокомандующему Севастопольским портом, контр-адмиралу Томасу Мак-Кензи. Выходец из Шотландии в России называли Фома Фомич Мекензи. Он-то и построил здесь хутор Мекензиевка, от которого вся возвышенность получила его имя.
На станции Мекензиевы горы железнодорожные пути расходятся. Правая ветка ведёт на Северную сторону Севастопольской бухты и она нужна для обслуживания предприятий и воинских частей. Левая же, по которой следует наш поезд – ведет в центральную часть Севастополя.
Впереди нас ждёт проезд по впечатляющему железнодорожному виадуку через Клеопину балку и шесть железнодорожных тоннелей, которые приводят в восторг маленьких пассажиров.
Первый из тоннелей, в который мы нырнем, называется Сухарный. Он проложен рядом с Сухарной балкой, где в начале 19 века стоял завод по производству сухарей для Морского ведомства.
В Сухарной балке находилось татарское селение Ак-Яр, то есть Белый овраг. До основания Севастополя это было практически единственное обитаемое место на берегу огромной Севастопольской бухты, которую первоначально так и называли: Ахтиярской.
Графский виадук
Вынырнув из Сухарной балки, словно для контраста наш поезд перелетает по высокому виадуку через Клеопину балку. Названа по располагавшемуся в ней в XIX веке хутору братьев Клеопиных. Моряки иногда называли ее Клепальной балкой, как более понятным и привычным на слух.
А вот мост-путепровод, дарящий нам такой замечательный вид, на самом деле никак официально не называется. Иногда его называют Графский, поскольку этом имя носит тоннель сразу за ним. Есть в этих местах еще и Графская балка, и Графская бухта. Все это названо в честь графа Марко Войновича, одного из основателей Черноморского флота. Кстати, Графская пристань в Севастополе тоже названа в его честь.
Всего же на пути в Севастополь построено шесть туннелей: больших и малых. Графский тоннель, первый на нашем пути и самый короткий из них.
Для красивой легенды хотелось бы, конечно, чтобы тоннелей было семь и иногда называют именно это число. И тогда уже можно загадывать желание в столь сакральном месте! Что ж, если так угодно, то давайте седьмым тоннелем будем считать ту самую 500-метровую Шавринскую выемку, которую мы проехали.
Почти сразу после Графского тоннеля, словно набрав воздух, поезд погружается в третий – Белый тоннель – получил своё название от цвета инкерманского камня, известняка, который добывали в местных каменоломнях. А за ним – самый длинный – Цыганский.
Цыганский тоннель
Его протяжённость целых 659 метров. Он проходит под горой, которая уже несколько веков была главным местом добычи Инкерманского камня. Из него с самого основания и строились белоснежные здания Севастополя. Каменоломни можно будет частично увидеть после того, как мы вырвемся из тоннеля.
Считается, что тоннель назван в честь инженера Цыганкова, который руководил его строительством. По другой версии его название происходит от Цыганской балки, которая находится поблизости.
о.п. 1529 км
Слева от платформы 1529-го километра находится скала Лягушка, на которую можно при случае подняться, чтобы насладиться живописным видом на Севастопольский залив и устьем реки Чёрной.
Удивительный факт – небольшой отрезок железной дороги в районе 1529-го км намного старше всей остальной магистрали. Как так получилось?
Дело в том, что еще в 1843 году мичман Дмитрий Волохов, отслужив на флоте, занялся прибыльным бизнесом – добычей белого инкерманского камня, из которого тогда строился весь город.
Для доставки материала от каменоломни до небольшой гавани у устья реки Черной он построил небольшую конно-железную дорогу длиной всего в одну версту. Но ее место было настолько удачно выбрано, что при строительстве Лозово-Севастопольской железной дороги эту пусть и маленькую, но первую Крымскую железную дорогу включили в трассу новой магистрали.
2-я Шавринская выемка и монастырь
Наш поезд проходит ещё по одной Шавринской выемке. Она не столь впечатляющая, как первая. Но тоже довольно фактурная. Ее можно увидеть в фильме «Офицеры», в сцене с поездом, в котором у Алексея Трофимов и его жены Любочки на свет появляется сын.
Но самое главное нас ждет сразу после выемки. Слева по ходу поезда мы видим две знаменитые достопримечательности Севастополя – крепость Каламиту и Инкерманский пещерный монастырь. Сюда нужно приехать специально, чтобы в полной мере насладиться красотой и святостью здешних мест. Но несколько слов сказать о них мы просто обязаны.
о.п. 1531 км
Рядом с платформой 1531-й километр находится Балаклавский разъезд. Здесь железнодорожные пути снова расходятся. Правая ветка, по которой пойдёт наш состав, уходит на станцию Инкерман-1 и далее – на пассажирский вокзал Севастополя. Левая направляется в сторону грузовой станции Инкерман-2, от которой 27-километровая ветка ведёт к Камышовой бухте.
Железная дорога здесь делает заметную петлю, огибая оконечность Большой Севастопольской бухты и словно давая нам возможность насладиться ее видом. Она настолько крутая, что если ехать на достаточно длинном поезде и посмотреть назад в окно, то может показаться, что хвост состава едет совсем в другую сторону.
Кстати, именно на этой петле в фильме «Офицеры», который мы уже вспоминали, Иван Варавва спрыгивает с поезда, чтобы собрать полевые цветы для Любочки. В кадре заметно отсутствие контактной сети. Фильм снят в 1971 году, за четыре года до электрификации этой линии.
Инкерман-1
Станция находится на территории города Инкерман, который возник одновременно с крепостью Каламита и первоначально носил то же название. В Инкерман его переименовали турки в 15 веке. Осенью 1854 года в устье реки Чёрной произошло одно из самых кровопролитных столкновений Крымской войны – Инкерманское сражение.
В 1976 году Инкерман переименовали в город Белокаменск, так как здесь располагались каменоломни белого камня, из которого построено большинство зданий Севастополя. Ну и давайте в третий раз вспомним фильм «Офицеры». Именно на станции «Инкерман-1» снята сцена, где Иван Варрава прощается с другом Алексеем и Любочкой, держащей на руках только что рожденного сына Егора. Все мы помним его брошенную фразу: «Внука чтоб Иваном назвали! Слышите, Иваном!».
Севастополь
Пробравшись через Троицкий и городской тоннель, мы оказываемся на берегу Южной бухты, крупнейшей из примыкающих к Большой Севастопольской. Поезд прибывает на вокзал, который находится на так называемой Корабельной стороне, а противоположная сторона бухты называется условно Городской.
Место, где находится вокзал города и станция, когда-то было топким. При строительстве железной дороги его осушили и подняли, образовав так называемую «пересыпь».
Выйдя из поезда обязательно обратите внимание на железнодорожный вокзал. Тот, что был построен в 19-м веке, до нас, в первоначальном виде не дошел. Его разрушили во время Великой Отечественной войны.
Но сохранилось большое количество открыток и фотографий. Внимательно посмотрите на них, есть хорошая новость! Сегодняшний вокзал, построенный в 1950-х годах в духе «севастопольского ампира», в целом повторяет компоновку прежнего здания, и на самом деле часть его стен была сохранена!
А две узнаваемых башенки, похожие то ли на трубы, то ли на рубки, превратили этот вокзал в корабль, словно стоящий на вечной стоянке в Южной бухте и оберегающий «город, достойный поклонения».
Вы можете воспользоваться аудиогидом izi.travel, чтобы повторить это путешествие.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL