Особенным почитанием у коренных народов Ямала пользуется белый олень. Это животное изначально считается священным, сакральным животным, так как оно дает людям еду, одежду, кров, транспорт, то есть тундровики во всем зависят от него и потому почитают больше остальных. Не зря на ненецком языке его название звучит, как "дающий жизнь".
Но есть особые священные олени, которые принадлежат духам и божествам. Они бывают разных расцветок, белые же из-за своей красоты и малого количества пользуются уважением больше остальных. Такие олени, по поверьям, принадлежат верховному божеству, и их не используют в езде. Считается, что в каждом стаде должно быть такое священное животное. Ему издавна приписывали сверхъестественную силу и через несколько лет жизни приносили в жертву на священном месте рода. Мясо имели право есть только мужчины. Также белого оленя приносили в жертву, если его хозяин умирал.
Белоснежного оленя не принято дарить или менять на другого, чтобы не лишиться своей удачи. Вообще здоровые белые олени всегда находятся на особом счету у хозяев, они считаются семяносителями, содержатся не в рабочем стаде, а отдельно. В приданое невесте отец старался дать несколько белых оленей, так как эти животные и одежда из их шкур у северных народов - это символ красоты и достатка.
Одежду из шкуры белого оленя носят по праздникам, очень аккуратно, и бережно хранят. Белая ягушка, богато расшитая национальными узорами из меха, сукна и бисера, у ненцев и ханты ценится, считается семейной реликвией и может храниться больше 100 лет. Ценится и белоснежная обувь - кисы и бурки, а также ненецкие шапки-капоры.
А у коми-женщин, которые шьют для себя малицы с капюшоном, последний обязательно должен быть белого цвета. Если же у нее еще и белая обувь из оленя, то это указывает на большой достаток семьи оленеводов.