"Мармеладный" потому что последней каплей стал резкий рост цен на мармелад. А мармелад – основа завтрака немецкого рабочего.
С июля 1952 года лидер ГДР Вальтер Ульбрихт начал проводить политику борьбы с малым бизнесом. Фермеров хотели заставить объединиться по методу совхозов. Кто был против – отправлялся в тюрьму. Число заключённых в ГДР за год выросло с 31 до 66 тысяч человек.
Церковные школы закрывали, ввели в общеобразовательную программу «Курс марксизма-ленинизма».
Удивительно, как Вальтер Ульбрихт в сложных условиях оставался у власти. Он не устраивал ни своих граждан ни СССР.
Все это наложилось на проблемы в экономике. В 1952 году 19% бюджета ГДР уходило на репарации СССР. Это закономерный итог войны и траты агрессора. Но оставшийся бюджет расходовался неэффективно. 11 % госбюджета шло на военные расходы.
Милитаризация ГДР с 1952 года стала причиной глубокого экономического кризиса. Жиры, мясо и сахар по-прежнему распределялись по карточкам. Высокие цены в магазинах госторга, в которых можно было без карточек купить дополнительные продукты, оказались для большинства рабочих не по карману. Рабочим не хватало денег даже на обычную еду, при этом от них требовалось выполнение планов повышения производительности труда.
Каждый год более 150 тысяч человек уезжало из страны — более или менее успешные люди, включая учёных и инженеров – бежали из ГДР. Все слои населения охватило враждебное настроение к действующей власти. Все ждали перемен.
Перемены наступили, да не те, что ждали жители ГДР. В мае 1953 года немецкие власти на 10% увеличили норму выработки. Таким образом предполагалось победить экономический кризис. Рост зарплат не предполагался. На фоне увеличения цен на продукты это спровоцировало массовые недовольства.
Уже в мае и начале июня происходили волнения и забастовки в Лейпциге и Берлине.
Но после решения руководства рабочих профсоюзов поддержать требования властей, 17 июня 1953 года по всей стране началась мощная забастовка. В Берлине к 12 часам собралась 150-тысячная толпа. Восставшие требовали снижения цен на 40% и отмены новых норм выработки. Демонстранты начали бросать камни в полицию, которая прибыла для разгона демонстрации.
Вальтер Ульбрихт обратился за помощью к СССР с просьбой военной помощи для устранения беспорядков.
В подавлении волнений участвовали части 16 советских дивизий, из них только в Берлине три дивизии с 600 танками.
Когда на помощь властям приехала советская техника, демонстранты встретили её криками:
«Русский Иван, убирайся домой!».
Против демонстрантов и случайных прохожих применили оружие. 48 человек были убиты, задавлены, скончались от ран. Также погибли 5 полицейских, одного из них по ошибке застрелили советские солдаты. Больше 1500 человек арестовали, но только двоих приговорили к смертной казни.
Во времена СССР эту историю старались не афишировать. В советской прессе её позиционировали, как происки фашистов, жаждущих реванша.
Событие использовали для устранения Берии. Его обвинили, что он провоцировал восстание специально. Хрущёв заявил, что Берия готовил сдачу Восточной Германии западным державам.
Позиции Ульбрихта после восстания стали только крепче. Он использовал эту историю, чтобы зачистить аппарат чиновников от нелояльных ему людей. Эмиграция из страны продолжилась.
Но бунт всё таки достиг своих целей и сыграл свою историческую роль. 21 июня 1953 года были восстановлены прежние нормы выработки и отменено сокращение заработной платы. А в 1954 году режим оккупации ГДР был снят и страна получила суверенитет.