В Москве очень много хороших и дорогих машин. Вот и у моего соседа по парковке сразу две. У жены - Порш Панамера, у него Мазератти. В общем, красиво! И тут спускаюсь я на днях, чтобы сесть в свой подержанный джип, а вместо Мазератти стоит новенький Танк.
Ну, не настоящий, конечно, без дула и не на гусеницах. А новый китайский внедорожник. Как оказалось, сосед продал Мазератти, которым еще недавно любили кичиться модные бизнес-коучи. И обменял его на новинку китайского автопрома. Говорит - удобнее и в разы дешевле. Так что вот что вам нужно знать о трендах российского авторынка и предпочтениях столичных потребителей.
Но это, так сказать, яркая картинка. А теперь давайте обратимся к цифрам.
По данным Автостата, в Россию в первые 10 месяцев этого года ввезли около 550 000 новых легковых автомобилей. И по географическому признаку они распределились следующим образом. 80% - это Китай. А 20% - остальные.
При этом октябрь стал рекордным по ввозу новых иномарок. Из-за границы к нам приехали почти 90 000 машин. Замена автопарка уже идет. Все, кто ездит по московским дорогам, видят, как растет число китайских автомобилей. Появляются новые бренды.
Машины из Китая покупают не только те, кто пересаживается с бюджетных Киа и Фольсквагенов, а даже те, кто раньше предпочитал тяжелый европейский люкс. Причина - технологичность китайских автомобилей. Электроникой они нашпигованы не меньше, а то и больше, чем японские марки, и немецкие Ауди, БМВ и Мерседес. Да и выбирать нынче не особо приходится. Особенно когда тебе удаленно из условной Баварии отключают поддержку онлайн-сервисов и лишают гарантии. Кроме этого, запчасти на люксовые европейские модели сейчас стоят неприличных денег. Даже мелкая авария теперь может обойтись в сотни тысяч рублей. У китайских моделей тоже есть проблемы с поставками запчастей. Но, по словам экспертов, это лишь дело времени. С техническими расходниками вроде свечей, проблем уже нет совсем, ждать пару-тройку недель нужно лишь крупные запчасти.
Другое дело, что цена на китайцев тоже не сахар, но у них в теории есть неплохие шансы на ее снижение. Ведь в самом Китае машины стоят раза в два дешевле. Например, паркетник Haval Jolion. Вот какие цены на него получались в начале осени у нас и у них.
По данным Ассоциации "Российские автомобильные дилеры", в КНР он стоил чуть больше ста тысяч юаней, что по курсу соответствовало около 1 400 000 рублей. В России та же модель в той же комплектации продавалась почти за
2 500 000 рублей. Почему так? Для этого посмотрим из чего складывается цена китайских машин в России.
Около 40 процентов - это стоимость закупки в Китае. Еще треть - это таможенная пошлина, НДС, утильсбор и прочие сборы. Доставка в цене машины составляет более 10%. Ну и 15% - это прибыль дистрибьютора и дилера.
Да, с учетом нынешнего роста курса рубля, цена машин может несколько снизиться. При этом скорее не в декабре, а только в следующем году. Но вполне возможно, что эту разницу продавцы машин положат себе в карман и не будут делиться ею с покупателями. Может быть, ждать подарков к новому году от дилеров стоит благодаря увеличению поставок машин?
"Прибавилось разнообразия автомобилей, не всегда они радуют ценами, но по крайней мере ценовой диапазон определенным образом расширился, потому что есть новые предложения. К сожалению, к концу года мы не видим каких-то таких привычных для нас, по крайней мере, которые еще были три года назад, скидок. Об этом даже никто не заикается и каких-то таких плюшек покупателям не предлагает."
Цена на авторынке если и снизится, то скорее из-за роста конкуренции. Чем больше будут завозить машин из-за границы, чем больше их будут производить в самой России, тем больше шансов, что цены двинутся вниз. По крайней мере под видом акций и прочих распродаж. Другое дело - доступность автомобиля в принципе. Возникший дефицит резко взвинтил цены на машины.
В этой связи купить авто стало сложнее. Если в 2013 году для покупки нового авто в среднем требовалось 28 среднемесячных российских зарплат, то в середине 2023-го за новый автомобиль нужно было отдать почти 40 зарплат за месяц. Для Москвы все не так критично. Средние зарплаты в столице примерно вдвое выше, чем в среднем по стране - не 70 000, а почти 130 000 рублей в месяц. То есть, копить на покупку одной машины придется не так долго.
Но есть такое негласная формула из книжек по личным финансам. Машина, если она не является для вас источником прибыли, должна стоить не больше шести ваших месячных доходов. Тогда это значит, что вы купили то, что сможете потянуть. В том числе и в плане обслуживания. Считайте деньги. И тогда они у вас всегда будут!