Итак, чуть позднее я добралась до экранизации 1953 г., снятой Марселем Карне. В фильме показан не XIX век, а современный 1953-й. В общем, та же история, что и у «Места под солнцем», снятом по мотивам «Американской трагедии» в 1951 г., с той разницей, что в «Терезе» сохранились имена героев. Сюжет и некоторые персонажи, кстати несколько отличаются от книжных.
Что хочется сказать – хоть на дворе и не позапрошлый век, а атмосфера… присутствует! Конечно, несколько иная – без помпы и грязи, аскетичная (к слову, ею пропитаны почти все французские фильмы того времени), но этот аскетизм еще больше подчеркивает ту самую безысходность, которую я так хотела ощутить при просмотре картины. Различия в сюжете придавали интриги: а что он сейчас сделает, а это что за вообще за персонаж? Кое-где меня таки подстерегал немалый неждан.
Симона Синьоре в роли Терезы. Что ж… этот образ интереснее, чем у Олсен. Тереза Синьоре – мрачная женщина с неподвижным, малоэмоциональным лицом; она ведет себя так, будто действительно смирилась со своей незавидной участью. Правда, другой ее стороны – страстности – показано не было, ибо Лоран для Терезы в данной картине – прежде всего не любовник, а опора и поддержка в трудные времена.
Раф Валлоне в роли Лорана. Крутой образ, больше всех меня тут зацепил! Но это не «книжный» Лоран. Данный персонаж – чуткий, понимающий, отзывчивый, да и отнюдь не лодырь; работящий парень в хорошем значении этого слова. Отрицательных черт у него толком нет – они отданы другому герою (о нем – ниже). Ну, кроме совершения убийства. Да он и убивает Камилла не из меркантильного интереса (и не планируя этого вовсе), а потому, что тот сам полез в драку, пытаясь «отбить» Терезу. Весь фильм Лоран поддерживает и утешает возлюбленную, даже после сего преступления, тогда как в книге герои отдалились друг от друга, вплоть до ненависти.
Жак Дуби в роли Камилла. Недостаточно болезненности, в отличии от образа Фелтона… Но в целом пойдет: на экране - неуверенный в себе рохля, какой и есть книжный Камилл.
Луиза Полин Менгене в роли мадам Ракен. Образ ровно по книге: эгоистичная старушка-наседка, до боли любящая и лелеющая своего сына.
Немного об отличиях данного фильма от книги:
- Про время действия я уже сказала. Место действия – не продуктовая лавка, а тканный магазин Ракенов.
- В середине картины Камилл узнает об измене Терезы с Лораном и намерен ей отомстить (запереть в квартире в другом городе и отрезать от всех источников связи), тогда как в книге он оставался в счастливом неведении до конца жизни.
- В фильме Камилл погибает, будучи сброшенным с поезда, в книге – утопленником.
- В фильме Лоран и Тереза так и не поженились; Тереза узнала, что стала обладательницей немалого состояния только после смерти мужа, тогда как в книге, собственно, отчасти из-за его денег это все и затевалось.
- Ну и появляется тот самый персонаж, вобравший в себя плохие черты Лорана – шантажист-попутчик Терезы и Камилла в поезде, который решил промолчать перед полицией, мол, он не видел, что жена вернулась в купе раньше мужа, зато потом ввалился к Терезе домой с грязными ногами, требуя денег за молчание. Такой вот крысюк.
Не понимаю, к чему в фильме такое «обеление» Лорана, но все же было интересно посмотреть на то, как бы эта история раскрылась с другой стороны. А концовка, какая концовка? Тоже трагичная, но иначе. Шикарно! Хоть я и обещала себе не сравнивать экранизации и адаптации, но все же скажу, что этот фильм мне понравился однозначно больше предыдущего.
Кому смотреть: любителям философии, тонкого психологизма и неожиданных перепетий.