Исламская традиция апеллирует к образу двух людей, объявивших себя Богом: Фирауну, который сказал: «Я ваш Всевышний Господь» (79:24) и Халладжу, который молвил: «Я есмь Истина» (аль-хакк – один из эпитетов Бога). Первый – символ греховной гордыни и безбожия. Второй – олицетворение благочестивой скромности и святости. Внешне оба этих человека сказали одно и то же. Но внутренний смысл, сошедший с их уст, был диаметрально противоположным. Фираун стоял на позициях эгоцентризма. Он стремился затмить собою Бога. Он видел только себя, но не видел объективной реальности вовне. Вместо того, чтобы коснуться Правды и пробудиться, он занимался самолюбованием. В этом суть его самообожествления. Халладж же, напротив, сошел с пьедестала эгоцентризма. Он понял, что эго – скрытая ловушка. Самообман. Это пелена, которая застилает нам внутренний взор. Это единственная преграда, что отделяет человека от Бога. И он вскрыл эту хитрую иллюзию. Халладж сказал, что его нет, а есть только Он – Бог. Ана ль-хакк.