Написав заявление на отпуск, я со своим суженным отправилась в Монголию. У нас была всего неделя, поэтому решили, что соседняя страна для нас самое то. К тому же ехать всего лишь 1074 километров, подумали мы…
Дорога от Читы до МАППа заняла примерно 8 часов. Очередь была небольшая, поэтому в течении часа мы прошли две проверки — сначала нас досматривали русские пограничники, после монгольские, регистрацию и поехали дальше. Кстати, именно на границе мы уже ощутили, что туристов хотят «кинуть на бабки».
Прямо на пропускном пункте ходят так называемые меняла, которые привлекают свое внимание криками, и пачками с долларами, евро, рублями, тугриками (местная валюта). Предложили они нам 52 тугрика за рубль со словами: «В Улан-Баторе не выгодно, дешево меняют». Конечно, это было сказано на монгольском, ломанном английском, вперемешку с русским. Но мы не глупцы и заранее у знакомых, которые ездили в Монголию узнали, что в столице менять выгоднее. Разница составляет два, а то и три рубля!
Платные дороги
Кстати, если вы считаете, что в России плохие дороги, то смело езжайте в Монголию — посмотрите, что такое по-настоящему плохо. Не зря существует выражение: «Есть дороги хорошие, есть дороги плохие, а есть дороги в Монголии».
Не успели мы отъехать от пропуска, как дорога сократилась в разы. Машина еле помещается на полосе, при этом все монголы едут максимум 80 километров в час. Мы, конечно, тоже не летели, но сотню ехали стабильно.
За окном мелькали горы, леса и не намека на то, что это страна степей. Как вдруг мы заехали в деревушку — леса закончились, начались степи, юрты и очень много коз. Неожиданно наше внимание привлекли местные, которые купались в болоте. Да, именно в болоте, самостоятельно они соорудили лестницу и по ней спускались в заросший травой водоем.
Хотя понять их можно — до реки Селенги далековато, а спасаться от жары как-то надо. На эмоциях доехали до города Дархана, дорога расширилась и казалась просто идеальной, скорость не чувствуется, ям нет, а вот камеры есть. Правда, узнали мы об этом, когда монгольский гаишник махнул палочкой. По-английски он не бум-бум, но сориентировался — достал телефон, включил переводчик и написал, что в городе нужно ездить 60 км/ч, вне города 80 км/ч. На первый раз нас простили и отпустили, а мы поняли, почему местные такие медленные.
После поста ДПС нас ждала небольшая будка посреди дороги — это пункт оплаты за проезд. Асфальтные дороги в Монголии платные и будь добр заплатить 500 тугриков (примерно 9 рублей) дорожному кассиру, который заглянет тебе в окно.
Оплатив, мы «помчались» дальше. До Улан-Батора оставалось еще около 250 километров, как дорога кончилась. Начался настоящий ад, бездорожье, ямы и камни. Медленные монголы уже были далеко не улитками, они летели на своих «Приусах» все 120 км\ч. Было чувство, что они перепутали машину с конем, плевать они хотели на других участников дороги — обгоняли, подрезали и пылили прямо перед носом.
Мы же ехали 20-40 км/ч. Медленно, но, верно. Справа и слева от основной дороги, по которой нужно было ехать, были тропки — по ним ехали монголы. Мы поддались стадному чувству и тоже поехали по полям. И это было намного лучше и ровнее. Время шло, на улице темнело, дорогой и не пахло.
Мой попутчик уже не матерился, у него не было сил даже на это. Радовало нас только одно, что все те «Приусы», которые летели со скоростью звука, мы обогнали. А все, потому что у них по отлетали колеса. Спустя семь часов (да, мы ехали 150 км. все семь часов!) мы выехали на трассу, до столицы оставалось 100 километров нормальной дороги.
Свернув с трассы, мы улеглись спать в машине.
Уже в шесть часов утра мы проснулись и решили, что нужно незамедлительно заезжать в сам город, до которого оставалось 60 километров. А иначе потом придётся стоять в пробках — столица государства как никак. Так и было сделано.
Дорога благо была, поэтому с ветерком мы доехали до промышленного района Улан-Батора, а дальше нас ждало длительное ожидание на светофоре. Солнышко к этому времени уже взошло и начинало припекать. В этот момент я думала о том, почему мы поехали в Монголию, а не на море.
Неожиданно загорелся зеленый, а под ним замигали стрелки, которые показывали направо. Все указывало на то, что должны проезжать те, кому нужно направо. Но все поехали прямо. Логика вышла из чата.
Кстати, перед поездкой в интернете я наткнулась на статью про светофоры, у которых вместо лампочек — картинки.
Красный цвет, стоят два кореша в шинелях и держат друг друга за плечи, предостерегая от горячности. Зеленый свет — приземистый чувак в остроконечной шапке на радостях пустился в танец орла.
Злая шутка интернета или же такие творческие светофоры существуют — не знаю. По крайней мере мне на глаза не попадались.
Вот мы и заехали в самый центр Улан-Батора, наш отель располагался возле площади и улицы с множеством кафешек, которые красиво называют ресторанами, салонов красоты и пивных баров, которые называют пабами.
Ай Донт инглиш
В отеле нас встретила администратор — монголка, которая свободно говорила по-английски. С ней разговаривал мой суженный. Вообще я представляла, что ситуация будет как в Манчжурии, где каждый второй китаец говорит по-русски, но не тут-то было. Заселившись, мы пошли гулять по городу.
Солнцепёк, сухость воздуха не давали спокойно перемещаться по улочкам. Каждую секунду хотелось пить, если бы вы знали, как я мечтала о нашей «Куке». И в одном из местных магазинчиках мы ее нашли, правда стоила она около 150 рублей за литр.
Монголы же предпочитают пить сүүтэй — что-то вроде соленого чая. Готовят его так: воду кипятят в чугунном котле, бросают в него плиточный зеленый чай, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют в него соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Звучит не аппетитно. Но нам все же захотелось попробовать этот чай, так сказать, прочувствовать всю Монголию на себе.
Для этого мы отправились обедать в «Restaurant», по крайней мере так было написано на вывеске. На деле же обычная кафешка. В меню мы нашли суп, который называется хуйцаа, тот самый чай сүүтэй и кимчхи — блюдо уже корейской кухни, представляющее собой остро приправленные квашеные овощи, в первую очередь, пекинскую капусту. Правда, называлось это по-другому.
«Мне пожалуйста хуйцаа…», — сказала я принимающей заказы монголке. Но ответной реакции не последовало, она не поняла меня и слава богу. Английского она тоже не знала, поэтому объясняли методом тыка по меню. Наелись от пуза. Это был самый вкусный суп и самый странный чай в моей жизни. Будете в Монголии, обязательно попробуйте.
А заодно забегите в ресторан возле центрального музея динозавров, там мы ужинали. Вы только посмотрите, какие порции. На первой тарелке — рис, что-то вроде Оливье, капуста с морковью, жаренная печень с луком и жиром. Саша оценил, говорит вкусно. На второй тарелке — рис, запеканка из картофеля и фарша, свекла и морковь. Сказать честно, я с трудом осилила половину. Заплатили мы за это около двух сот рублей на двоих, за обед вышло ещё дешевле.
В общем, путешествие в Монголию удалось! А вы бывали в этом государстве?