Найти в Дзене
ИСЛАМ и ПСИХОЛОГИЯ

Люлька самообмана

Многие не понимают механизма свободы слова. Они полагают, что отдельно взятое СМИ должно транслировать всю палитру существующих мнений, предоставляя площадку приверженцам разных взглядов и озвучивая противоположные точки зрения. Иначе говоря, оно должно стать эдаким информационным винегретом. Свобода слова так не работает. Да, по сути она есть многоголосица, но не в отдельно взятом СМИ, а в обществе в целом. СМИ бывают разные: либеральные, консервативные, атеистические, религиозные и т.д. И будет странно и даже противоестественно, если, скажем, антирелигиозный ресурс вдруг начнет призывать молиться Богу, а, допустим, конфессиональный, напротив, Его отрицать и поносить. Нет, каждое СМИ «гнет» только свою линию. Но важно при этом, чтобы возможность «гнуть» свою линию была у всех, а не только у тех, за кем сила. Тогда в обществе и возникает свобода слова – кумулятивный эффект от стараний многих. С исламской традицией примерно то же самое. Ее истинность раскрывается не в отдельно взятом то

Многие не понимают механизма свободы слова. Они полагают, что отдельно взятое СМИ должно транслировать всю палитру существующих мнений, предоставляя площадку приверженцам разных взглядов и озвучивая противоположные точки зрения. Иначе говоря, оно должно стать эдаким информационным винегретом.

Свобода слова так не работает. Да, по сути она есть многоголосица, но не в отдельно взятом СМИ, а в обществе в целом.

СМИ бывают разные: либеральные, консервативные, атеистические, религиозные и т.д. И будет странно и даже противоестественно, если, скажем, антирелигиозный ресурс вдруг начнет призывать молиться Богу, а, допустим, конфессиональный, напротив, Его отрицать и поносить. Нет, каждое СМИ «гнет» только свою линию. Но важно при этом, чтобы возможность «гнуть» свою линию была у всех, а не только у тех, за кем сила. Тогда в обществе и возникает свобода слова – кумулятивный эффект от стараний многих.

С исламской традицией примерно то же самое. Ее истинность раскрывается не в отдельно взятом толке, а в их совокупности.

Все мусульмане части одного единого пазла и все они в той или иной степени отражают истину и потому только вместе дают максимально полное представление о ней. Поэтому когда кто-то ищет один единственный верный мазхаб, одно единственно возможное толкование, он очень сильно обедняет себя. Это как если брать информацию лишь из правительственных СМИ или только из оппозиционных. При таком подходе на формирование полноты картины надеяться не приходится. Так и совокупная истинность исламской традиции, ее красота остается недоступной тому, кто не видит ее в целостности, кто зациклился лишь на одном ее фрагменте. Здесь важно отбросить шоры и смотреть широко. Важно помнить, что красота узора на ковре складывается из переплетения цветов, а не из нитки одного единственно цвета.

О многоликости истины учит Коран. О ее многовариативности наставлял Пророк. Вообще плюральность не просто базовая парадигма ислама, а форма его существования. Наглядно же этот паттерн показан в исламском искусстве, особенно через орнаменты, которые являются ничем иным, как визуальной теологией ислама и самым настоящим гимном плюральности.

Однако нам сложно выйти в подобную метапозицию. Мы полагаем, что только наши взгляды суть самые истинные, а все прочие – ошибочные; что только мы на истине, а все остальные – в заблуждении. Нам кажется, что люлька наших убеждений, за которую мы крепко держимся – это все, что существует. Пребывая в такой самоограничивающей позиции, мы даже не подозреваем, насколько на самом деле огромен мир, насколько в действительности широка истина.

О том, что истину надо видеть и брать даже у оппонентов хорошо раскрыл великий имам аль-Газали. Он писал, что золото сокрыто в обыкновенной земле, т.е. лежит там, где мы даже не ищем и что настоящий искатель не станет брезговать медом даже если найдет его в банке цирюльника. Вот только кто из нас готов стать таким искателем истины?