Регионы УрФО вошли в утвержденный правительством перечень территорий северного завоза — среди 21 субъекта, подпадающих под действие нового закона, Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Запускаемый с 1 апреля 2024 года механизм нацелен на искоренение ошибок, допускаемых в планировании поставок, которые приводили к ситуативному дефициту и повышению цен на товары.
Если до недавнего времени регионы самостоятельно решали логистические задачи, а государство только субсидировало доставку грузов, то теперь за результат отвечает Минвостокразвития — ведомство получило статус координатора северного завоза с высоким потенциалом контроля и оперативного реагирования.
Предполагается, что надежность поставок в отдаленные северные населенные пункты повысится за счет долгосрочного планирования на базе цифровой системы Федерального государственного мониторинга. Она объединит всю информацию о товарах и логистике, что позволит предупреждать потенциальные сбои.
В частности, в рамках платформы появится возможность объявлять цену на продукцию и ее доставку в едином лоте. В результате стоимость завоза упадет, так как из цепочки исключат ненужных посредников. При этом навязывать единого экспедитора никто не будет — перевозчикам предстоит конкурировать за получение заказов.
Все грузы разделят на три категории, при этом самая важная первая (товары, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения), значительно расширена, теперь в ней 157 позиций. Ее доставку поддержат льготными тарифами, что станет еще одним фактором снижения конечной стоимости. Аккредитованные экспедиторы гарантируют доставку в согласованные сроки.
Упростить доставку также предполагается за счет изменений в финансировании объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры. С 2026 года правительство возьмет эти объекты на полное содержание федерального бюджета. Для снижения стоимости продуктов и расширения их перечня планируется использовать крупные торгово-логистические центры.
Вводится понятие «стратегический запас грузов жизнеобеспечения», он может создаваться по решению главы субъекта РФ в целях снижения или предотвращения риска возникновения их дефицита. Например, в него могут войти поставки продовольствия, нефтепродуктов и других жизненно необходимых товаров.
Ежегодно на закупку и доставку более трех миллионов тонн грузов в северные регионы государство тратит порядка 100 млрд рублей. По оценкам Минвостокразвития, в ряде случаев стоимость товара из-за неоптимальной логистики могла увеличиваться в 11 раз. Новый механизм позволит тратить деньги эффективнее. Уже в следующем году ожидается снижения стоимости товаров первой необходимости в среднем на 15%.
В среднесрочной перспективе это затормозит инфляцию в северных регионах и повысит их потенциал развития. Новая система обеспечения товарами первой необходимости также упростит задачу по запуску масштабных инфраструктурных проектов в богатых ресурсами субъектах, испытывающих нехватку рабочей силы.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд