Якорь Матросова (нем. Matrossow-Anker) в свое время стал усовершенствованием в череде разнообразных устройств, которые используют для фиксации судов на месте. В России и странах бывшего СССР он является основным видом станового (основного) якоря для катеров и малотоннажных судов. На кораблях чаще выступает как вспомогательный.
Самый большой из вспомогательных якорей называется стоп-анкером. Обычно располагается на корме. Стоп-анкер удерживает стоящее на становом якоре судно в определенном положении.
Выпускается якорь в трёх видах: бывают сварные, катерные и литые модели. Рассмотрим их общие особенности; подробнее остановимся на приспособлениях, выпускаемых литьем.
Больше материалов о металле, сырье и оборудовании
Просьба поставить отметку «Нравится» и подписаться на канал ООО «НПК «ОборонМетХим». Стараясь интересно рассказать о собственных поставках, мы всегда рады вашим оценкам и обратной связи!
Материал о стали для плавсредств по ГOCТ Р 52927:
Характеристики якоря Матросова (литого и сварного)
Прототип якоря новой системы разработал советский инженер Игорь Ростиславович Матросов в 1946 году. Образцом стал якорь Холла. В своем варианте И. Матросов расширил лапы и сблизил их между собой. Изменилась и форма двуустки — части якоря, врезающейся в дно океана или озера. Центр тяжести был перенесен вверх и добавлены треугольные боковые планки. Близкое расположение лап, приливы, изменение баланса привели к тому, что теперь якорь входит в грунт как штопор или веретено, слегка вкручиваясь. Удерживающая сила возросла в разы, а места якорь занимает гораздо меньше. Эти особенности указаны в ГОСТ 26069-86.
Опытный вариант стоп-анкера данной конструкции был опробован на морских промысловых судах. Так появился якорь, который стал легче, обтекаемее и может удерживать суда даже при илистом или песчаном дне. Его эффективность и надёжность в разы выше, чем у якоря Холла.
Якорь Матросова предназначен для использования как на глубине, так и на мелководье. Приспособление и его детали производятся в соответствии с российскими ГОСТ 8497-78 и международным ISO 9437:1986. «Суженная» форма упрощает развертывание и извлечение.
Преимущества литых якорей Матросова перед сварными
Литая конструкция разработана для обеспечения повышенной держащей силы в большинстве морских сред. В одних и тех же условия она может удерживать почти на 1000 килограммов больше, чем сварная. Тип и вес якорей указываются в маркировке.
Литой якорь Матросова завоевал популярность благодаря трём основным достоинствам:
- большой удерживающей силе,
- универсальности,
- простоте использования.
Большой вес, уникальная форма позволяют ему глубоко погружаться в дно и прочно удерживаться даже в мягком песчаном или илистом грунтах. Это делает его особенно надежным якорем; гарантирует, что он будет держаться при дополнительной нагрузке (сильном шквалистом ветре, сильном течении и прочем).
Внесение приспособления в международные стандарты судостроения — уже само по себе признание, доказательство того, что его эффективность оценили по достоинству во всем мире.
Сварные модели предпочитают использовать для речных «внутренних» плавсредств, прогулочных катеров, малотоннажных судов. Поэтому вес таких приспособлений обычно не превышает 200 килограммов. Литые, в отличие от сварных и катерных сварных, могут иметь массу до 1,5 тонн.
Недостатки якорей со штоками-приливами
Порой достоинства становятся недостатками: всё зависит от условий эксплуатации. Размер и вес могут затруднять хранение и развертывание на небольших или прогулочных судах. Универсальность приспособлений проигрывает специализированности, например, мертвым якорям.
Если якорь не «зацепился» за дно или почему-то вывернулся, то просто скользит и повторно уже не зацепляется. Это может ограничить полезность устройства для некоторых рельефов, типов судов. Как недостаток можно выделить то, что пространство между лапами маленькое и засоряется землей, камнями.
Стоимость якоря Матросова, как приспособления с повышенной удерживающей способностью, относительно велика. Это может сделать его менее доступным для некоторых клиентов с ограниченным бюджетом.
Обслуживание и уход за якорями с поворотными лапами
Любой инвентарь требует регулярного технического обслуживания и возможного ремонта. Оно обеспечивает надежность и эффективность работы в течение длительного времени. Обязательный элемент ухода — очистка и удаление ржавчины, осадка с поверхности: даже высокопрочная сталь подвергается коррозии.
Обучение членов экипажа правильному использованию, развертыванию и техническому обслуживанию обеспечивает надежную фиксацию плавсредства на якоре Матросова, безопасность экипажа. В целом, приспособление служит долгие годы и не требует замены.
В некоторых случаях может потребоваться замена деталей, таких как скоба, шток, лапа. Проверяется цепь и трос. Износ, повреждения, растяжения могут стать причиной несчастного случая. Любые потенциальные проблемы лучше устранить до того, как потребуется серьезный ремонт.
Хотя некоторые ремонтные работы могут выполнить обученные члены бригады, для более сложных операций важно привлечь квалифицированных специалистов.
Где заказать якорь Матросова по цене производителя
Наша компания поставляет сварные и литые якоря Матросова по ГОСТу. Найти их можно в каталоге.
Приспособления доступны в нескольких размерах и весе, а цена будет зависеть от выбранной вами конкретной модели и технических характеристик. Предлагаем несколько вариантов доставки, включая ответственную транспортировку по территории РФ и в страны СНГ.