В мае 1910 года всему миру из космоса помахала своим хвостом комета Галлея, оставив человечество в суеверных раздумьях. Но главное уже случилось: 8 января в царской России в Петербурге родился человек, которому суждено было стать самым знаменитым на планете — Галина Сергеевна Уланова. Эту женщину возводили в статус божества, хотя она была земная. Ее единственная настоящая любовь — танец.
Родители Улановой, артисты императорского балета, от макушки до пят преданы искусству. Дочь Галя, как лучшее супружеское творение, росла до 9 лет неслухом и задирой. Как раз всей стране выпали трудные времена, нужно было уже выбирать путь, а папа и мама видели для своего чада только одно ремесло.
Просматривая биографию балерины, можно сделать вывод, что ее родители произвели на свет не столько человека, сколько существо, живой механизм, налаженный только на одно направление, и у которого сугубо определенные навыки, и напрочь отсутствуют собственные желания. В утешение девочке внушали ее исключительность, маскируя фразу «Я из тебя сделаю то, что не получилось из меня». Надежды на революцию не дали всходов, балет уничтожить не получилось, пришлось подчиниться ему, а про себя ненавидеть.
Бунтовать Галина попыталась в 1919 году в Петроградском училище при приеме, но неудачно. Педагогом стала ее мать, и любые дерзновения дочери пресекала жестко. Семь лет занятий дали результаты: девица смирилась с будущей профессией, даже полюбила, и покорно училась дальше до 1925 года. Способность, трудолюбие и колоссальная выдержка — все было в ней, но не было искренности. Поэтому от мамы под свое крыло Галину забрала Агриппина Ваганова, которая и выпустила ее в 1928 году.
Однако в 1927 году способную ученицу чуть не упустили. Галина — создание хрупкое и ранимое — всегда ощущала одиночество и потребность в родительской любви, поэтому в 17 лет ее частым собеседником, а после защитником и другом стал музыкант Исаак Меликовский - старше неё в три раза. Результатом сего романа стало «положение», в котором оказалась Галина. Ну какие дети могут быть у балерины, если ей даровано нечто иное, чем обычный женский удел?
Агриппине Яковлевне и матери не пришлось принимать особых усилий для разлуки влюбленных, т.к. природная покорность Гали вернула ее в рабочее русло. Зато закрепили в голове юного дарования, что она может стать такой танцовщицей, которую не видел не один зал, перед которой будут сгибать шеи самые сильные люди мира. Все в точности так и сбудется, но своим положением Галина Уланова не воспользуется ни разу.
Пока Галина училась и выпускалась, страну колыхало от перемен: родной город опять сменил название на Ленинград, а балет становился престижной профессией. Первое выступление было на сцене Ленинградского техникума в 1928 в балете «Шопениана». Знала бы Галина, что спустя 30 лет, будучи мировой звездой, она станцует со своим учеником Владимиром Васильевым эту партию в последний раз, а потом объявит о завершении карьеры. Но пока для нее только открываются двери.
После успеха на выпускном балете Галину приняли в Ленинградский (кировский) театр оперы и балета. Когда-то он был Мариинский до революции, и там танцевала ее мать, но Уланова дождется дня, когда родной храм искусства обретет вновь свое имя в 1991 году. На этой сцене «родился» новый лебедь, не академический выдержанный, даже не павловский, а именно улановский. Описание не в силах передать образ, созданный Улановой, но есть возможность видеть — до настоящих дней сохранились хроники выступлений и спектаклей балерины.
За 10 лет работы в Ленинграде Уланова обрела невероятную популярность и любовь советского зрителя. Классический репертуар - само собой, конечно, а строй и агитация приказывали воспевать не только фантазии и притчи авторов, но и новый мир с человеческими подвигами. И если Уланова могла поразить своей Авророй или Раймондой, погрузив зрителя в экстаз, то так же могла вдохновить на двойную норму выработки своей Комсомолкой из спектакля «Золотой век». А сколько сил вложено в роль Жизели: принятие жестокого мира, жертвы и разбитые мечты, подчинение судьбе и ненависть всего, что ей претит — все пережитое в детстве и юности Уланова сомкнет для сцены сумасшествия Жизели. Но не эта партия будет главной в ее жизни.
В 1940 году она пробует Джульетту. Выходит плохо, безлико и сухо. Технически роль выполняется абсолютно верно, но трафаретно. Музыка Прокофьева для нее не более чем заказная советчина, лишенная гармонии и прелести — ну как под такое изображать шекспировскую любовь? Поможет роман с 49 летним художником Николаем Радловым.
Хоть все скоро и печально закончилось, но этот человек пошатнул мир уединения и покоя женщины, вывел из темного тоннеля в реальность, где нежность и счастье безграничны. Галина впервые ощутила свое женское начало, нужность кому-либо, испытала истинную любовь. Бери, сколько хочешь, и с тебя за это никто не спросит. Спросила судьба и напомнила, что Галина Уланова может быть только балериной и ни кем больше, и любовь у нее будет только зрительская.
Радлов ушел, оставив Галину с разбитым сердцем. Это состояние она запомнила и сохранила в себе: «Вот какой должна быть Джульетта. И если она у меня не получается технически, то я исполню ее по Станиславскому». Тем самым Уланова открывает для себя, что она еще и актриса, способная перевоплощаться в любое тело.
Результат навыка — блестяще исполненная партия, вынувшая слезы из самых стойких советских критиков. Когда в 1956 году она станцует Джульетту в Лондоне, искушенная капризная публика будет поражена мастерством и талантом русской балерины на столько, что даже проигнорирует присутствие в зале королевы Елизаветы.
Война не нарушит славы Улановой, наоборот, вознесет на новую патриотическую вершину. В эвакуации балерина продолжит работать на Урале: выступления для солдат, выезды в госпиталь, встреча с семьями служащих. После она до конца дней будет получать письма фронтовиков, а с ними народную любовь и благодарность.
Брак, заключенный летом 1941 года с Юрием Завадским для Галины станет привычным капризом плоти. «Ну и что, что режиссер? Ну и что, что от самой Марецкой ко мне? Ну и что, что врозь живем?». Этот союз будет больше на бумаге, чем в реальности, но оба не стремились разводиться.
«Кончится война — вернусь в любимый Ленинград работать» — мечтала 34-летняя Галина. Нет. В1944 году указанием сверху балерина была зачислена в Большой театр, поэтому обязана прибыть в Москву «служить престижу Родины». Опять же в утешение — звания, премии, ордена, главные партии, не смотря на соперницу Семенову, оклад и квартиру в высотке.
Подчинилась, а про себя ненавидела столицу и театр с ложами «для них». Свой дом называла бетонным монстром. Привыкшая работать только «perfekto», Галина глушила злобу любимым делом и новыми романами. Впереди всесоюзная слава, лондонский фурор, зарубежные гастроли и благосклонность высших чинов.
Галине Улановой абсолютно не были чужды женские слабости и мирские радости, хоть о ее воле и ходят легенды. Она могла с головой уйти в очередной роман и выйти из него обновленной. Всякий раз, танцуя партию Джульетты по-новому, угадывалась личная драма Галины Сергеевны. Это была ее любимая роль, откровение и излияние, и по сей день ни одна балерина мира не может исполнить Джульетту так, как ее исполняла Уланова. По иронии судьбы на ее похороны не придет ни один ее мужчина…они все умерли раньше.
Друзья, поддержите лайком 👍 и подпишитесь, чтобы не пропустить новые интересные статьи
------------------