Найти тему
охохонюшки

Три кольца, чтобы править всеми

Трамвай в Царицыне запустили в 1913, но маршруты были длинными, поэтому не было необходимости совершать пересадку по пути из одного конца города в другой.

Линии в 1915
Линии в 1915
1915, Мясной корпус Центрального рынка. Будущее место постройки первого кольца
1915, Мясной корпус Центрального рынка. Будущее место постройки первого кольца

Однако в 1924 на площади Октябрьской (рядом с нынешней остановкой "Комсомольская") построили пересадочное кольцо, разделив старую линию пополам. Это позволило увеличить доходы. С расширением сети кольцо стало носить не только экономическое, но и функциональное значение.

1925
1925
К 1936
К 1936
1948
1948

В 1959 кольцо сместили на 13 Гвардейскую, к руинам мельницы Гергардта. При этом его разбили на два самостоятельных - одно для южных и западных маршрутов, второе - для северных.

Снимок интересен еще тем, что сочетает сразу три модели трамвая - Tatra T3, Gotha, МТВ-82
Снимок интересен еще тем, что сочетает сразу три модели трамвая - Tatra T3, Gotha, МТВ-82
1967
1967
Тоже 3 трамвая из разных концов города
Тоже 3 трамвая из разных концов города

В 1967 из-за начала возведения Музея-панорамы Сталинградской битвы, кольцам вновь пришлось подвинуться - на этот раз на 7 Гвардейскую.

Лозунг на крыше здания "В мелиорации - будущее сельского хозяйства"
Лозунг на крыше здания "В мелиорации - будущее сельского хозяйства"

После запуска скоростного трамвая наземные участки в центре города были демонтированы, маршруты разных частей города оказались навсегда разорваны. Но одно из колец уцелело и используется до сих пор для технических целей.

Разрыв
Разрыв
Надпись со здания убрали, как и плакат с Ильичом
Надпись со здания убрали, как и плакат с Ильичом

Но все они оказались обмануты. Потому что было сделано ещё одно Кольцо (с)

О четвертом кольце никто ничего не знает: в книге по истории трамвая оно не упомянуто, сотрудники музея транспорта о нём не слышали, и статей в интернете тоже в общем нет. Но на снимках кольцо напротив Центрального рынка по улице Советской явно присутствует.

1958
1958
1955
1955
1958
1958
Сегодня. Слева на месте рыночных палаток - здание 70х и ТРЦ 2000х, справа на месте кольца - школа
Сегодня. Слева на месте рыночных палаток - здание 70х и ТРЦ 2000х, справа на месте кольца - школа

Когда оно там оказалось точно не известно, но зато очевидно, почему - через центр города прокладывали проспект Сталина, а трамвайное движение мешало стройке, поэтому его перенесли. Самый поздний снимок со старым расположением путей сделан в 1950:

Снимок от Центрального рынка в сторону Медуниверситета
Снимок от Центрального рынка в сторону Медуниверситета
Сегодня
Сегодня

Перенос к руинами мельницы состоялся в 1959. Соответственно, примерно в этом временном промежутке кольцо находилось между Советской и Краснопитерской (сейчас Чуйкова)

О проспекте Сталина, которому мешал трамвай:

Где всё-таки в Сталинграде был проспект Сталина?
охохонюшки27 ноября 2023