Найти тему

Вяземский укрепрайон

Не так давно, во время поиска информации по Ржевско-Вяземскому оборонительному рубежу, на сайте "Подвиг Народа", исследрвателям неожиданно попалась карта, которая была датирована маем 1941 года и озаглавлена - "Схема укрепленных районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас-Деменск" (фонд 208 опись 2511 дело 309).

Сначала, подумали, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года, а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось " " мая 1941. Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

Оказывается, планировалась третья линия обороны, в каких то 300 км от Москвы.

Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 за первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, при этом во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 млн рублей.

На карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан, до 22 июня 1941 года, приказ о начале ее строительства, однако в любом случае, была проведена большая подготовительная работа по рекогносцировке и проектированию рубежа. Исходя из того, что была подсчитана смета (с точностью до тысяч рублей) можно с с большой долей уверенности предположить, что к этому времени были созданы детальные проекты по всей линии, определены объемы земляных, бетонных и прочих работ.

Вот такая мистика. Любопытно, что меню поиска на сайте "Подвиг Народа" начинается с 06.1941, за май это единственная карта находящаяся на сайте. Единственное объяснение ее появления состоит в том, что она была в одной описи с сентябрьскими картами Западного фронта, по Ржевско-Вяземской линии. Возможно, ее использовали для сверки или как образец, а потом заодно сдали в архив.

При рассекречивании и оцифровке на дату не обратили внимания и она проскочила в общий доступ.

Вяземская оборонительная линия проходила вдоль Днепра по территории Смоленской области и занимала ширину фронта в 120 км. Всего на линии было возведено 1250 оборонительных сооружений, которые в основном, представляли собой бетонные или буто-земляные сооружения, окруженные противотанковыми рвами и укрепленные фланговыми позициями. Многие из них прикрывали друг друга. Далеко не все построенные огневые точки были надлежащим образом оборудованы. Многие из них даже не успели занять войска. На части позиций УРа оборону держала 13-я Ростокинская дивизии народного ополчения г. Москвы (13 ДНО), которая входила в 32-ю армию и 133-я стрелковая дивизия. Немецкие войска прорвали позиции УРа в нескольких местах, и войскам, которые должны были обороняться здесь, пришлось спешно отходить. То есть большинство сооружений рубежа к 9 октября 1941 года попросту оказалось брошенными. Впрочем, на некоторых участках бои всё-таки были. Некоторые элементы рубежа помогли красноармейцам весной 1942 года, в те дни, когда затихала печально известная Ржевско-Вяземская операция. Некоторые участки рубежа были заняты окружёнными частями 29-й и 39-й советских армий. На них бойцы закрепились и смогли долго отбивать атаки немцев.

Одно из форификационных сооружений Вяземского укрепрайона - трехамбразурный ДОТ.

-2

-3

-4

https://1941-1945.at.ua/forum/44-1250-1

https://starcom68.livejournal.com/509378.html

https://www.great-country.ru/rubrika_myths/vov/00025.html?ysclid=lnylrlgczn453707110