Здравствуйте, дорогие читатели! Прошу прощения за столь долгое отсутствие. Скорая сессия и написание двух научных статей, с одной из которых я даже выступила на конференции, забрали всё моё время. Теперь я свободна "от любви и от плакатов", как писал Владимир Маяковский в стихотворении "Юбилейное".
Сегодняшняя тема – тема свободы. Кто из русских рокеров наиболее точно охарактеризовал это чувство? Верно, Валерий Кипелов и группа "Ария". У многих читателей, которые в 2000-е особенно увлекались с фантастикой, безусловно, помнят песню "Я свободен" и ассоциируют, в первую очередь, с персонажем Сергея Лукьяненко – Антоном Городецким:
Судьба снова выбрала мне песню с альбома Кипелова и Маврина. На этот раз — другую... Голос Кипелова завораживал не хуже, чем Зов. Он звучал гипнотически, он был убедителен, как сама истина. И я вдруг понял, что слышу гимн Темных. Воплощенный идеал их мятущихся, не признающих границ и правил душ... Свобода. Единственное, что нас по-настоящему интересует. Свобода — от всего. Даже от мирового господства, и невероятно жаль, что Светлые никак не могут этого понять...Если Кипелов — Иной, он Темный. Никто не сможет петь о свободе ТАК. И никто, кроме Темных, не услышит в этой песне ее истинного, глубочайшего смысла! "Дневной дозор", Сергей Лукьяненко
Соглашусь с этой цитатой – о свободе никто так не пел. Ощущение, что она вообще мало интересовала отечественных рок-музыкантов. Безусловно, вопрос о том, что такое свобода – очень философский. Если рассматривать это с точки зрения человеческого эгоизма и песню Кипелова анализировать именно в этом ключе, то сразу приходит на ум одно литературное течение – романтизм.
Яркий представитель романтизма – Григорий Печорин – ко всему прочему, лишний человек (литературный герой, который, имея определённый талант, не может его реализовать). На протяжении всего романа он пребывает в некой агонии из-за своей переменчивости, скорой скуки:
Я стал читать, учиться — науки также надоели... Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти... и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду... Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.
Печорин – явный эгоист, который, пытаясь найти себя, закрепить свою свободу, портит жизнь окружающим. Безусловно, здесь свобода понимается исключительно с негативной стороны.
Эта цитата из песни как нельзя кстати подходит к образу Печорина:
Под холодный шёпот звёзд
Мы сожгли последний мост,
И всё в бездну сорвалось,
Свободным стану я
От зла и от добра.
Моя душа была
На лезвии ножа.
Следует посмотреть и на другого яркого представителя романтизма – на Александра Пушкина. Я не буду приводить в пример Евгения Онегина, так как, в общем и целом, он такой же, как Печорин. В первую очередь потому, что оба героя – лишние люди. Я обращусь к лирике Александра Сергеевича.
Стихотворение "К морю" – яркий пример пушкинского романтизма. Как я говорила в другой статье, вода у романтиков – это символ свободы. Здесь мы это понятие рассматривается отнюдь не с негативной точки зрения:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Лирический герой беседует с морем, однако это – их последний диалог, поскольку он "обрывает старые нити и сжигает старые письма". Некоторые литературоведы считают, что это стихотворение – намёк на скорое расставание с романтизмом:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Трудно сказать, с какой же стороны здесь оценивается свобода. Безусловно, не с негативной, однако оказала ли свобода какое-то положительное влияние? Был ли герой удовлетворён? Точно нет. Поэтому и свобода здесь, конечно, не однозначна.
Однако есть ли такое произведение, где герой рад этой свободе? Для меня это великий роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". И, конечно, я говорю об образе Маргариты:
Автор трижды повторяет слово "свобода" в этом произведении. Здесь, безусловно, подойдёт эта строчка из песни:
Я свободен...
От вражды и от молвы,
От предсказанной судьбы
И от земных оков, от зла и от добра...
Безусловно, многие заметили, что я вырезала управление "от любви". Ведь от этого чувства, как раз-таки, она была зависима. Однако любовь к Мастеру, роману о Понтии Пилате – это смысл её жизни. Она рада сбросить оковы своей прошлой, ненастоящей жизни: нелюбимый муж, ненависть к Латунскому, от сушёной розы и обгоревшей тетрадки:
Опять возникает слово "свобода". Безусловно, в первую очередь Маргарита действовала ради Мастера: участвовала в бале, продала душу. Однако осталась счастлива.
Другой же герой – Понтий Пилат. Жаждал ли он свободу? Конечно, нет. Он жаждал прощения, как и его несчастный остроухий пёс. Всё, что было необходимо прокуратору Иудеи – это разговор с Иешуа, который долгое время не происходил из-за трусости и малодушия.
И, безусловно, я не могла не упомянуть легендарную троицу – Фагота-Коровьева, Бегемота и Азазелло. Свободны ли они? Как выяснилось в конце романа, нет:
Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!
Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире.
Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.
Трудно заключить, стали ли свободны герои. По моему мнению, нет. Свита навсегда останется с её главой. Свободна стала только Гелла, так как в ней не состояла (жаль, что её судьба в романе осталась загадкой).
Можно заключить, что понятие свобода – вещь относительная. Её характер зависит исключительно от самого человека, его действий и целей. И, безусловно, для многих героев этой статьи гимн – это песня Валерия Александровича.
На этом всё, благодарю за внимание!