В последние 15 лет в России активно развивается современное искусство. Марианна Сардарова, Александр Шаров, Емельян Захаров, Дарья Жукова с середины 2000-х зарождают тренд на галереи. Сегодня только в Москве их более 25. С того же момента рождаются различные арт-группы: «Война», «АЕС+Ф», «Нежные бабы». В 2015 в столице громко празднует своё 50-летие Андрей Бартенев, напомнив об уникальном жанре живых костюмированных инсталляций. Однако не всегда обывателям удается проникнуть в глубокий смысл авторских произведений. Сегодня разбираемся как нужно понимать искусство.
Хайдеггер, экзистенциализм и изящное искусство
Своё повествование я начну с экзистенциализма, наиболее ярко отражающего кризис современного человека. Экзистенциализм — это философское течение XX века. В основе – мысль о том, что человек может преодолеть собственную сущность, которая касается его эмоциональной природы.
Также экзистенциализм характеризуется не просто как философия, а скорее как состояние общества, каждый участник которого терзается вопросами смысла жизни и бытия. То есть люди по отдельности впадают в осознание собственных психологических реакций на проживание жизни. И каждое такое переживание неизбежно сводится к поиску внутренней опоры, которой мог бы стать всеобщий смысл человеческого существования. А так как он не утвержден, то эта ситуация сама по себе поднимает тревогу индивида и приводит его в состояние абсолютной фрустрации.
Философ XX века Мартин Хайдеггер в работе «Исток художественного творения» говорит, что художественное творение обнажает скрытое становление мира, являет нам реальность, лучше, чем это делает сама реальность. И здесь возникает два вопроса. Так ли это было всегда?! И так ли это сейчас?!
Тот же Хайдеггер определяет искусство, которое сегодня мы видим в мировых и российских музеях, как изящные искусства. То есть, когда мы ходим в Третьяковскую галерею и изучаем работы Репина, Шишкина, Брюллова, Куинджи, Айвазовского и многих других художников, мы сталкиваемся с их представителями.
Изящные искусства – это художественное ремесло, главной целью которого является точная изобразительная передача картины, возникшая перед глазами живописца. То есть это так называемая красота и прекрасное. Оно основано на классических искусствах и архитектуре. Апогей идеологии в подобных искусствах – это художественная передача библейских сюжетов. Например, всем известна картина Иванова «явление Христа народу». В современном течении их развитие лежит в направлении фотореализма.
Для нашего с вами обывательского понимания тут важно, что в таких искусствах не само искусство прекрасно. То есть прекрасен не смысл произведения, выполненный в тонкой аллегории или метафоре, как мы можем воспринимать творчество поэтов серебряного века. Но оно само по себе является искусством прекрасного, то есть передаёт красивые сюжеты, «достойные» остаться частью человеческой истории и развития навыка. Например, море Айвазовского или фрески Микеланджело, портреты царских элит.
И вот последнее вызывает сильное сомнение: а достойны ли все эти люди того, чтобы их помнили?! Именно здесь перед простым человеком обнажается суть манипуляции изобразительных искусств. И сам современный век вместе с Хайдеггером ставит под сомнение этот вид искусств. Философ говорит, что в настоящем искусстве есть более тонкая грань. Он называет её истиной. А истина относится к логике и никак не связана с эстетикой.
Хайдеггер рассматривает объект самого произведения, как символ истины, которую несет художник, а искусство называет способом протекания истины в мир.
Приверженцы и коммерческие популяризаторы произведений изобразительных искусств относят продукты своих продаж к бессмертным творениям и вечным ценностям. Но это никак не доказывается.
Ещё Гегель, философ эпохи просвещения, в своих лекциях по эстетике рассуждает над этим так:
«Для нас искусство уже перестало быть наивысшим способом, в каком истина обретает свое существование…
Конечно, можно надеяться, что искусство всегда будет подниматься и совершенствоваться, но форма его уже перестала быть наивысшей потребностью духа…
Во всех этих отношениях искусство со стороны величайшего своего предназначения остается для нас чем-то пройденным».
И Хайдеггер вслед за Гегелем вторит смерть изобразительных искусств, говоря:
«Смерть искусства протекает столь медленно, что занимает несколько столетий».
И в то же время философ забегает немного вперед. Он ставит вопрос: должно ли искусство, неся истины, только лишь отражать реальный мир или все-таки ему важно становиться пророком грядущего? Именно Хайдеггер употребляет термин actualitas в отношении истины искусства.
Авангард, модернизм и актуальное искусство
Начну с термина «актуальное искусство». Он появился в XXI веке по инициативе самих художников, чтобы противопоставить себя традиционалистам. В основе актуального искусства – эксперимент. Отсюда новые концепты, формы выражения мыслей и идей. Оно больше имеет оценочный характер и не принадлежит к какому-то периоду времени.
В России под этим термином подразумевалось новаторское современное искусство в отношении идей и технических средств выражения. Однако понятие быстро устарело и по сей день искусствоведы не могут решить включать его в искусство XX и XXI века. Это понятие сопоставляется с авангардизмом. Поэтому считается, что признавать его бессмысленно, так как оно будет всего лишь копией.
Авангардизм — обобщенное название экспериментальных идей, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников, преследующих цель создания нового искусства. Он не имеет связей со старыми, и отрицает исторические традиции и преемственность.
К авангарду относят 19 художественных направлений, включая сюрреализм, фовизм, баухаус, конструктивизм, супрематизм, экспрессионизм, футуризм. Чаще всего его относят к направлению XX века. И тесно связывают с модерном или модернизмом.
Однако если сравнивать два течения, то они отличаются по смыслу. Модернизм – это серьёзная углубленная работа над формой. Эксперименты модернистов точны и выверены, их произведения рассчитаны на узкий круг знатоков. В сути своей модернизм тоже ищет новый художественный язык, но он больше пытается обновить старый. Не разрывает связи с традиционным искусством, а использует его возможности по полной. Отсюда и сложная и недоступная для обывателя смысловая передача. К типичным модернистам можно отнести Джойса, Пруста, Кафку, Шостаковича и Прокофьева, Стравинского, Манна. Все они замкнуты в собственном эстетическом мире.
Хотя не отрицают и авангард, называя его новой классикой и призывая развивать и его. Авангардизм кратковременен, он проявляется лишь в переломные моменты истории с целью радикальных социальных изменений.
Среди авангардистов с ходу можно назвать агрессивного атлета Маяковского, самовлюбленного до паранойи Сальвадора Дали, скандального Луиса Бунюэля. Авангард намеренно доводит свой язык до примитивизации, чтобы прямо донести смысловой контекст.
Кстати, слово использовалось в военной терминологии Франции и значило «отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд». Слово было взято в обиход в период Французской революции и приобрело политический смысл.
В финале в разговоре о понятиях хочу выделить, что термин «современное искусство» никак не относиться к авангарду или актуальному искусству. Современное искусство — это, что делается в наше время. Это значит, что оно может быть ретроспективным, консервативным, академичным или просто отсталым.
Продолжение следует…