Найти тему
А.Смысл

Ответственное творчество: как понимать искусство. Часть 1

Оглавление

В последние 15 лет в России активно развивается современное искусство. Марианна Сардарова, Александр Шаров, Емельян Захаров, Дарья Жукова с середины 2000-х зарождают тренд на галереи. Сегодня только в Москве их более 25. С того же момента рождаются различные арт-группы: «Война», «АЕС+Ф», «Нежные бабы». В 2015 в столице громко празднует своё 50-летие Андрей Бартенев, напомнив об уникальном жанре живых костюмированных инсталляций. Однако не всегда обывателям удается проникнуть в глубокий смысл авторских произведений. Сегодня разбираемся как нужно понимать искусство.

Хайдеггер, экзистенциализм и изящное искусство

Своё повествование я начну с экзистенциализма, наиболее ярко отражающего кризис современного человека. Экзистенциализм — это философское течение XX века. В основе – мысль о том, что человек может преодолеть собственную сущность, которая касается его эмоциональной природы.

Также экзистенциализм характеризуется не просто как философия, а скорее как состояние общества, каждый участник которого терзается вопросами смысла жизни и бытия. То есть люди по отдельности впадают в осознание собственных психологических реакций на проживание жизни. И каждое такое переживание неизбежно сводится к поиску внутренней опоры, которой мог бы стать всеобщий смысл человеческого существования. А так как он не утвержден, то эта ситуация сама по себе поднимает тревогу индивида и приводит его в состояние абсолютной фрустрации.

-2

Философ XX века Мартин Хайдеггер в работе «Исток художественного творения» говорит, что художественное творение обнажает скрытое становление мира, являет нам реальность, лучше, чем это делает сама реальность. И здесь возникает два вопроса. Так ли это было всегда?! И так ли это сейчас?!

Тот же Хайдеггер определяет искусство, которое сегодня мы видим в мировых и российских музеях, как изящные искусства. То есть, когда мы ходим в Третьяковскую галерею и изучаем работы Репина, Шишкина, Брюллова, Куинджи, Айвазовского и многих других художников, мы сталкиваемся с их представителями.

Айвазовский. Радуга
Айвазовский. Радуга

Изящные искусства – это художественное ремесло, главной целью которого является точная изобразительная передача картины, возникшая перед глазами живописца. То есть это так называемая красота и прекрасное. Оно основано на классических искусствах и архитектуре. Апогей идеологии в подобных искусствах – это художественная передача библейских сюжетов. Например, всем известна картина Иванова «явление Христа народу». В современном течении их развитие лежит в направлении фотореализма.

Картина в стиле фотореализма
Картина в стиле фотореализма

Для нашего с вами обывательского понимания тут важно, что в таких искусствах не само искусство прекрасно. То есть прекрасен не смысл произведения, выполненный в тонкой аллегории или метафоре, как мы можем воспринимать творчество поэтов серебряного века. Но оно само по себе является искусством прекрасного, то есть передаёт красивые сюжеты, «достойные» остаться частью человеческой истории и развития навыка. Например, море Айвазовского или фрески Микеланджело, портреты царских элит.

Меншикова Дарья Михайловна
Меншикова Дарья Михайловна

И вот последнее вызывает сильное сомнение: а достойны ли все эти люди того, чтобы их помнили?! Именно здесь перед простым человеком обнажается суть манипуляции изобразительных искусств. И сам современный век вместе с Хайдеггером ставит под сомнение этот вид искусств. Философ говорит, что в настоящем искусстве есть более тонкая грань. Он называет её истиной. А истина относится к логике и никак не связана с эстетикой.

Хайдеггер рассматривает объект самого произведения, как символ истины, которую несет художник, а искусство называет способом протекания истины в мир.

Приверженцы и коммерческие популяризаторы произведений изобразительных искусств относят продукты своих продаж к бессмертным творениям и вечным ценностям. Но это никак не доказывается.

Ещё Гегель, философ эпохи просвещения, в своих лекциях по эстетике рассуждает над этим так:

«Для нас искусство уже перестало быть наивысшим способом, в каком истина обретает свое существование…
Конечно, можно надеяться, что искусство всегда будет подниматься и совершенствоваться, но форма его уже перестала быть наивысшей потребностью духа…
Во всех этих отношениях искусство со стороны величайшего своего предназначения остается для нас чем-то пройденным».

-6

И Хайдеггер вслед за Гегелем вторит смерть изобразительных искусств, говоря:

«Смерть искусства протекает столь медленно, что занимает несколько столетий».

И в то же время философ забегает немного вперед. Он ставит вопрос: должно ли искусство, неся истины, только лишь отражать реальный мир или все-таки ему важно становиться пророком грядущего? Именно Хайдеггер употребляет термин actualitas в отношении истины искусства.

Авангард, модернизм и актуальное искусство

Начну с термина «актуальное искусство». Он появился в XXI веке по инициативе самих художников, чтобы противопоставить себя традиционалистам. В основе актуального искусства – эксперимент. Отсюда новые концепты, формы выражения мыслей и идей. Оно больше имеет оценочный характер и не принадлежит к какому-то периоду времени.

© Alexandra Pyatina Арт-актвивизм в России
© Alexandra Pyatina Арт-актвивизм в России

В России под этим термином подразумевалось новаторское современное искусство в отношении идей и технических средств выражения. Однако понятие быстро устарело и по сей день искусствоведы не могут решить включать его в искусство XX и XXI века. Это понятие сопоставляется с авангардизмом. Поэтому считается, что признавать его бессмысленно, так как оно будет всего лишь копией.

Авангардизм — обобщенное название экспериментальных идей, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников, преследующих цель создания нового искусства. Он не имеет связей со старыми, и отрицает исторические традиции и преемственность.

К авангарду относят 19 художественных направлений, включая сюрреализм, фовизм, баухаус, конструктивизм, супрематизм, экспрессионизм, футуризм. Чаще всего его относят к направлению XX века. И тесно связывают с модерном или модернизмом.

Сюрреализм. Сальвадор Дали
Сюрреализм. Сальвадор Дали

Однако если сравнивать два течения, то они отличаются по смыслу. Модернизм – это серьёзная углубленная работа над формой. Эксперименты модернистов точны и выверены, их произведения рассчитаны на узкий круг знатоков. В сути своей модернизм тоже ищет новый художественный язык, но он больше пытается обновить старый. Не разрывает связи с традиционным искусством, а использует его возможности по полной. Отсюда и сложная и недоступная для обывателя смысловая передача. К типичным модернистам можно отнести Джойса, Пруста, Кафку, Шостаковича и Прокофьева, Стравинского, Манна. Все они замкнуты в собственном эстетическом мире.

Модерн. Антонио Гауди
Модерн. Антонио Гауди

Хотя не отрицают и авангард, называя его новой классикой и призывая развивать и его. Авангардизм кратковременен, он проявляется лишь в переломные моменты истории с целью радикальных социальных изменений.

Среди авангардистов с ходу можно назвать агрессивного атлета Маяковского, самовлюбленного до паранойи Сальвадора Дали, скандального Луиса Бунюэля. Авангард намеренно доводит свой язык до примитивизации, чтобы прямо донести смысловой контекст.

Владимир Маяковский
Владимир Маяковский

Кстати, слово использовалось в военной терминологии Франции и значило «отряд, выдвигающийся вперёд по движению войскапередовой отряд». Слово было взято в обиход в период Французской революции и приобрело политический смысл.

В финале в разговоре о понятиях хочу выделить, что термин «современное искусство» никак не относиться к авангарду или актуальному искусству. Современное искусство — это, что делается в наше время. Это значит, что оно может быть ретроспективным, консервативным, академичным или просто отсталым.

Продолжение следует…