К забастовке польских перевозчиков против украинских коллег, которая длится уже третью неделю, намерены присоединиться фермеры. 100 польских фермеров из ассоциации «Преданная деревня» планируют провести трехдневную акцию протеста на контрольно-пропускном пункте Медыка 23 ноября. Фермерам не нравится приток дешевого украинского продовольствия в страну, что мешает их собственной прибыли.
Дальнобойщики с 6 ноября заблокировали три крупных погранперехода с Украиной «Корчева – Краковец», «Гребенное – Рава-Русская», «Дорогуск – Ягодин» с требованием отменить либерализацию перевозок между Украиной и странами ЕС, введенную в июне 2022 года и действующую до июля 2024 года. Брюссель разрешил транзитные перевозки из Украины в страны Евросоюза без разрешительных документов. Среди требований польских перевозчиков: ввести для перевозчиков Украины разрешения и довести их количество до уровня, который фиксировался до начала конфликта Киева с Москвой.
Один из организаторов протеста — Яцек Сокул заявил, что вынужденно сократил автопарк своей небольшой компании на 40%, из-за того что украинские дальнобойщики осуществляют перевозки дешевле. Протестующие пропускают только несколько грузовиков в час, за исключением транспорта, который перевозит гуманитарную и военную помощь, животных и скоропортящиеся продукты.
На данный момент по обе стороны границы застряло около 20 тыс. грузовых автомобилей, что вынудило Киев предложить помощь в эвакуации застрявших водителей. Водители грозятся бастовать до начала января, чтобы побудить власти устранить засилье украинских перевозчиков, отнимающих у них работу. Украина намерена судиться с забастовщиками, в том числе нанимая польских юристов, рассказал вице-президент украинской Ассоциации международных автоперевозчиков Владимир Балин. «Перевозчики уже готовят иски. И есть польские юристы, которые готовы в Польше эти иски подавать к забастовщикам. Завтра вечером уже будем иметь информацию о блокировке границы: кто давал разрешение, кто спрашивал, на каких основаниях», — сказал Балин.
Балин прогнозирует резкое удорожание логистики через Украину и рост цен на товары внутри страны из-за польских забастовок. Он называет ситуацию катастрофой. «Если забастовка продлится еще несколько недель, финансовый год для нас уже можно считать закрытым, так как с середины декабря начнется традиционное рождественское затишье в Европе», - рассказал глава Ассоциации международных перевозчиков Украины Владимир Балин. По его словам, огромные убытки понесут и перевозчики, и заказчики, и украинская экономика в целом. Он отмечает, что через Польшу идет 50% украинского импорта в ЕС, и нынешняя ситуация не просто сокращает поступления логистам, а грозит срывом контрактов на украинскую продукцию на будущий год, выдавливанием ее с рынков Европы, замещением европейской продукцией.
Польша не единственная, кому не нравятся преференции для украинских перевозчиков. Ранее члены Международного союза автомобильного транспорта из Венгрии, Словакии, Чехии и Литвы направили совместное письмо главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с призывом пересмотреть соглашение, которое допускает либерализацию дорожного движения с Украиной.
Честь имею!