Здравствуйте, я Ирина Лидецкая, копирайтер и контент-менеджер. 3 года веду соцсети заказчикам и пишу убедительные тексты, которые продают. В этой статье я поделюсь своим опытом ведения одновременно трёх профилей в Нельзяграм. Как успевать писать посты, монтировать видео, выкладывать контент, генерировать креатив, и делать всё это быстро и качественно. Не изматывая себя!
*«Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России».
С чего и как начать вести Инстаграм*, если ты smm-специалист
Первое, с чего я начала, когда получила диплом по smm — выбрала нишу, в которой отлично разбираюсь. Я решила, что так у меня будет уходить меньше времени на поиски нужной информации. Ещё я прекрасно знаю «боли» целевой аудитории и понимаю, как про них писать. И что немаловажно — я говорю на языке этой аудитории.
Итак, моя ниша — это горный туризм, потому что 9 лет назад я начала ходить в походы по Кавказу. Взбиралась на высокие горы, мокла под проливными дождями, разбивала коленки до крови и встречалась с настоящим медведем.
Контент-план. И зачем я его синхронизировала
Когда с нишей стало понятно, я последовательно нашла трёх клиентов на ведение. Изучила их специфику. Например, у кого-то были джиптуры, у кого-то восхождения, у кого-то автономные походы. Кто-то готовил сам на всю группу, причём домашнюю тушёнку, кто-то наоборот доверял это всё туристам. В общем, как ни крути, у каждого бизнеса свои ньюансы, и надо их различать.
Затем для каждого клиента я составила и синхронизировала контент-планы. Это выглядело примерно так: по понедельникам познавательный контент, по вторникам — полезный, по средам — юмористический.
Как это упростило мою работу? Если у меня по плану полезный контент, то мне проще и быстрее в этот день искать информацию на одну тематику, проще подбирать фото на одну тематику. Например, как выбрать спальник, рюкзак, палатку.
Как я организовала систему хранения текстового контента
В заметках телефона я всё рассортировала по заказчикам и по типам постов. Например, у меня была папка «Реклама такого-то клуба», куда я складывала описания туров. Раз в полгода я заходила туда, брала нужные направления (поездка в Домбай), рерайтила и заново публиковала. Экономия времени налицо.
Идеи для постов. Где я их брала
Идеи приходили ко мне нон-стопом, потому что я обожаю выбранную нишу. Я постоянно читаю книги про горный туризм. Смотрю на ютубе ролики про походы и восхождения. Подписана всевозможных тревел-блогеров. Я читаю новости про альплагеря, пропуска в приграничные зоны, и всё в таком духе.
Я создала отдельную папку, куда вносила идеи и темы будущих публикаций. Таким образом, у меня всегда был пул тем, и не надо было ничего экстренно придумывать.
Как организовала получение и хранение фото, видеоконтента от заказчиков
Представьте: три турлидера каждый день шлют вам фото и видео через разные мессенджеры. При автозагрузке понять, где чьё, нереально: это на Эльбрус поднялся Гриша или Лёша? Маршруты-то схожие. Да, я плюс минус умею отличать восточные склоны Эльбруса от южных, но...Случайно опубликовать чужое фото не в том профиле — для меня это непрофессионализм.
Поэтому я отключила автозагрузку, в галерее создала папки для каждого заказчика, а в них — подпапки. И обязательно подписала папки именами клиентов. Зачем? Чтобы при публикации поста или сторис, когда проваливаешься в меню выбора, быстро находить файл нужного мне турклуба.
Отработанный материал я перемещала в ноутбук или Яндекс. Диск и забывала о нём до следующего сезона. Естественно, там всё тоже разложено строго по папкам, по названиям направлений и даже временам года (зимние видео Домбая для рекламы летних походов как-то не очень).
Контент-менеджер спит, продвижение идёт. Какое продвижение в социальных сетях я придумала
Неожиданно сама для себя, я изобрела новые фишки, как мягко напоминать клиентам о себе, не вкладывая в это ни рубля.
Через поздравления с днём рождения. Это легко отследить в ВК, где вам присылают напоминалки о днях рождения ваших подписчиков. Заходите в профиль именинника, берёте оттуда его фото, заливаете в сторис, накладываете музыку, наклейки и упоминаете.
Я брала не всех подряд, а только наших постоянных клиентов. С одной стороны, я искренне хотела поздравлять ребят без какой-то там подоплёки. С другой — они эти поздравления начинали репостить себе в профиль и, таким образом, делать нам рекламу среди своих подписчиков.
Через публикации старых фотографий. Неожиданно сама для себя открыла этот инструмент, когда вместо новых фото стала выкладывать в рекламных постах архивные. У бывалых туристов они всколыхнули приятные воспоминания, и посты тоже улетали в репост со словами «Дорогие подписчики, вот хороший турклуб. Рекомендую всем сходить с ними в поход».
Знакомая фотограф как-то рассказывала мне, что записывает в календарь даты свадеб своих клиентов, а потом на первую годовщину выкладывает в сторис их фото, отмечает и поздравляет. Вот вам тоже хороший вариант напомнить о себе. И предложить лавстори.
Через отслеживание успехов клиентов и репосты в сторис. Например, наша туристка выиграла престижный фотоконкурс, а фото было сделано в нашем походе. Изначально я репостила, потому что от души радовалась успехам людей. А потом подписчики стали говорить, что мы единственный турклуб, который так персонален по отношению к своим клиентам. И это сильно повысило лояльность к нам.
Как не изматывать себя поиском тем для постов и генерировать креатив
Об этом я уже вскользь упоминала, и проговорю ещё раз. Любить то, чем ты занимаешься. Вариться в своей нише. Тренировать насмотренность. Касательно последнего: едем с мужем по городу, вижу баннер с рекламой сериала «Галя, у нас отмена». Я мигом фотографирую. Думаю — вот точно найду где применить. И пожалуйста.
Или с друзьями болтаем за чаем с пирожными, и я слышу слово «матрасники». Я его быстренько в блокнот записываю и решаю потом раскрутить эту тему. Через неделю у меня получился вот этот пост.
Как и зачем нужно определить свой «писательский час»
Помимо всего прочего, можно понаблюдать за собой и понять, когда к вам приходит вдохновение. И в это время садиться писать. Например, я превращаюсь в генератора идей перед тем, как надо ложиться спать. Почему-то все самые светлые мысли мне приходят именно в это время. А потом я беру тексты из «загашника», редактирую и отправляю в публикацию.
Я рекомендую брать заказчиков, с которыми психологически комфортно работать
Насколько легко вы сможете сработаться, так с ходу и не разберёшь. Но уже на этапе собеседования, постановки задачи и её понимания, многое становится понятно.
Если с вас просят 6 рилс в день, а вы больше текстовик, то лучше отправить потенциального клиента к рилсмейкеру. Если вам дают нулевой аккаунт, не планируют вкладывать деньги в продвижение контента, и при этом просят, чтоб через месяц активно стартанули продажи, то лучше поищите другого заказчика.
А ещё советую отдыхать в субботу и воскресенье
Это такая простая истина! Но зачастую ею пренебрегают многие фрилансеры. У smm-щика нет отпусков и больничных. Поэтому хотя бы субботу и воскресенье лучше посвящать своим хобби, семье и друзьям.
Раньше я работа 7 дней в неделю. В итоге сильно уставала ментально, замыливался глаз, качество текстов страдало.
Сейчас я могу зайти в рабочий профиль в выходные, только если увижу что-то важное. Например, распродажа авиабилетов в Иркутск в «Самокатусе». А у нас как раз тур на Байкал скоро. Тогда делаю скрин, закидываю в сторис, даю ссылку на программу и кратенько пишу про выгоды.
Чтобы не выгорать, нужно брать адекватную плату за свой труд
Если вы весь день не отрываете глаз от телефона: пост написать, фото найти в архивах, отфотошопить, хештеги подобрать, на комментарии ответить, сторис сделать, актуальное обновить, в директе поотвечать, рилс сделать, отзывы заскринить, в блог на сайт статью закинуть, заверстать...А денег не хватает, чтоб сосисок купить и к доктору сходить, значит, что-то у вас не так. Значит, скоро выгорите.
Заключение
Подвожу итог вышесказанному. Цените себя. Не стесняйтесь подойти к заказчику и обрисовать ему весь фронт работ, который на вас лежит, и сколько времени он забирает. Не забывайте отдыхать. Любите нишу, с которой работаете. И будет вам счастье!