Ходила по делам недалеко от станции метро Октябрьская и в кое-то веки удалось посетить Новую Третьяковку. Сразу оговорюсь: вход стоит 600 рублей, чтобы посмотреть выставку, посвященную Рериху - отдельно нужно заплатить 900 рублей. Я, если честно подумала, что 900 за обе выставки, но нет. Поэтому решила, что пока мне будет достаточно познакомиться с основной выставкой Новой Третьяковки.
В первом зале нас встречают сразу работы Кузьмы Петрова-Водкина.
"Купание красного коня" 1912 года самая знаменитая работа художника, которая прославила его на всю страну. Написана она была в Саратовской области на реке Волге (которая тоже родная для меня), где мальчики купали лошадей. Так как главным истоком направления его живописи является иконопись, то конь представлен в красном цвете, символизирующем разные значения: знак торжества вечной жизни и победы жизни над смертью, а в данном случае революционная победа.
Кстати, ещё когда первый раз знакомилась с работами данного художника, думала - а откуда вторая фамилия Водкин? Неужели связана с любимым русским согревающим напитком?
А оказывается, действительно связана.
Однажды к дедушке знаменитого мастера живописи пришла "белочка". Последствия были печальные: и жену свою убил, и сам умер. После этого всем потомкам Петровых стали давать вторую фамилию. Зато нам теперь очень легко запомнить Петрова- Водкина.
Кстати, ещё один интересный факт, что после того как картина отправилась на выставку в Швецию в 1914, началась в стране революция и вернулась она в Россию только спустя 36 лет, в 1950 году, после Второй Мировой войны. Картину забрала вдова художника, продала её и "Купание красного коня" случайным образом попало в руки к коллекционеру искусства Басевич Казимире Константиновне. В 1961 году картина оказалась с остальными шестью работами в Третьяковской Галерее. Остальные работы, которые она хотела передать в дар и никому не сказала, были переданы лишь в 2017 году, потому что даже никто из родственников не знал о содержании завещания коллекционера. Вот такая вот интересная судьба. Интересно, сколько же ещё уникальных работ хранится в частных коллекциях?
В следующем зале представлены работы двух художников. Сначала рассмотрим работы Натальи Гончаровой.
Наталия Гончарова тоже обращалась к теме религии в своих картинах. Например, в работе "Старец с семью звездами" идет отсылка к первой главе Откровения Иоанна Богослова, где описывается "старец" рядом с семью золотыми светильниками.
Однако лучшей работой религиозной тематики Наталии Гончаровой является картина "Богоматерь с младенцем". Произведение очень похоже на икону "Страстная икона Божией Матери".
Этот павлин в египетском стиле. Всего художница написала 5 произведений. Ещё в Третьяковке, рядом есть "Павлин (стиль русской вышивки)".
Работа "Мытье холста" 1910 года отсылает нас к Полю Гогену (французский живописец,1848-1903), работы которого повлияли на Наталию Гончарову. Отдаленно явно что-то есть.
Следующий художник о котором я хочу рассказать - Ларионов Михаил, муж Наталии Гончаровой, поэтому их работы представлены вместе в одном зале. Здесь вместо крестьянской темы преобладает солдатская, а все потому что художник сам служил в 1910-1911 годах.
Картины художника также служат примером примитивизма. Ничего лишнего.
"Голова быка", написанная в 1913 году мне очень понравилась. Прочитала, что эта картина уже была выполнена в стиле "лучизма" и стала одной из финальных. В 1914 году Михаил Ларионов отправляется на фронт, получает контузию, через год его и его жену, Наталию Гончарову приглашают в Париж и больше они в Россию не возвращаются. Похоронены оба во Франции. Об остальных художниках я расскажу в следующих статьях.