Найти в Дзене

Этимология 灵. Почему так пишется?

灵 líng очень интересен своим разнообразием этимологического разбора. Я сразу перейду на традиционное написание 靈 líng (灵).

靈 líng или 灵
靈 líng или 灵

Иероглиф 靈 (灵) líng, значение: душа, астральный, духи, божество, святой, священный, высшая сила, благословение (богов), искренность, жизнь, судьба, гроб с телом.

Сам знак 靈 состоит из иероглифа дождь , три рта , шаман.
Давайте сделаем декомпозицию и посмотрим, что говорят выдающиеся китаисты:

雨 yǔ дождь - словарь Вигера: Дождь. Четыре точки представляют собою небо, а изображение облака. Другие же объясняют его, как вода падающая каплями из облака , которое свисает с неба ; знак выражает вертикальное падение. Третьи же передают его так: представляет небо, а вертикальные линии показывают идею падения.

падение дождя большими каплями.

Но, если посмотреть изображение 靈 ( 灵) líng выложенное выше, то всё-таки, там изображение трёх ртов 口 口 口, а не больших капель.

巫 wū шаман, работа знахарей, чудодействовать, гадать.

Словарь Васильева: 巫 изображает труд 工 совершаемый маханием двух рукавов 从.

Колоколов: Шаманы, предсказатели, колдуны. Изображены два человека 从, работающие 工 вдвоем, как фокусники.

Вигер: Работа 工магов и колдунов 从; гадание. Два колдуна танцуют, чтобы вызвать падение дождя.

Словарь «Шовэнь цзецзы», 100 год н.э (первый словарь иероглифов, составленный и упорядоченный по принципу иероглифического «ключа», а также с приведённым анализом строения иероглифического знака) уточняет, что знаком 巫 wū в древности называли только женщин-шаманок, мужчин называли иначе - 觋 xí. Есть несколько версий по трактовке изображения:

  • Первая указывает, что на пиктограмме изображен инструмент, которым пользуется шаманка во время своей практики.
  • Вторая версия говорит об рисунке измерительного прибора 工 для измерений неба и земли, а люди овладевшие этим инструментом и есть шаманы 巫.
  • Третья полагает, что форма иероглифа похожа на две переплетающиеся яшмы. Шаманка держа яшму вызывает духов.

А сейчас, давайте посмотрим на сам иероглиф целиком.

靈 líng

Есть несколько изображений иероглифа. Начертание в цзиньвэнь и цзягувэнь совпадают. В надписях цзиньвэнь на бронзовых сосудах, в нижней части знака, изображалось сердце 心 xīn или указывать 示 shì.

В сяочжуань (малый устав, унифицированный иероглифический почерк, введённый при династии Цинь, ныне употребляется на печатях) внизу прописывался 玉 yù нефрит, яшма.

-3

Петр Иванович Кафаров, всем известный как Палладий (1817—1878), член Русской духовной миссии в Пекине, один из «самых крупных синологов России и всего европейского мира XIX века вообще», по мнению академика В.М. Алексеева, описывает иероглиф так: чудотворный, таинственный; дух от второго начала - Инь; душа умершего. То, что одарено сознанием. Способный. Действительный. Благовременный. Гроб с покойником.

Наиболее интересный разбор я увидела у учёного-китаеведа Георгиевского С.М. (1851-1893):

Иероглиф 靈 líng, значение душа.Составлен из 雨 yǔ дождь, изображение 口 口 口 капель, и 巫 wū волхв, заклинатель, гадатель, - первоначально означало сведение души на землю волхвом. Надо принять во внимание, что иероглиф 口, кроме капель,в тройном написании указывает на прототип трехсоставного семейства. А в нижней части иероглифа, изначально вместо 巫 wū, писали 玉 yù яшма, драгоценность.

Зная это, мы поймём мысль, которую древние китайцы хотели выразить иероглифом 靈 líng: как следствием того, что дождь орошает землю, являются растения, так следствием соития мужа и жены является ребёнок, одарённый душою, как драгоценностью. Зная по наблюдениям, что ребёнок не всегда рождается одушевленным, древний китаец считал душу особым драгоценным даром.

Второй красивый разбор, но видимо самый несостоятельный я прочитала у К.Х.Канга и Этель Р Нельсона:

В Бытие 1:2 сказано: Дух Божий носился над водой. В Послании Евреям 11:3 говорится, что из невидимого произошло видимое - это великое чудо отвергает попытки объяснить Сотворение в категориях естественных процессов. Идеограмма включает также представление о Троице.

картинка из интернета
картинка из интернета

Профессор Колоколов В.С. показывал значение написания знака иначе:

В старину, во время засухи обращались к колдунам 巫 wū, чтобы они своими криками и заклинаниями 口 口 口 вызвали дождь 雨, обращаясь к духу.

Выдающийся синолог, миссионер-иезуит о. Леон Вигер (1856-1933) писал о 靈 líng: предлагать небу в дар драгоценные камни, яшму 玉 yù сопровождая это танцами 巫 wū, чтобы тем самым вызвать дождь 霝.

Вот такой интересный иероглиф и над его этимологией можно ещё работать.

 рознопись иероглифа 灵
рознопись иероглифа 灵

Написано по материалам лекций Центра Дао Дэ, с добавлением личных мыслей и исследований.

25 ноября в 19 часов можно участвовать в бесплатном онлайн занятии с теорией и практикой. В конце занятия можно задавать любые вопросы по теме даосизма. Пример вопроса прошлых занятий: Нина Т.: При выполнении упражнений нужно ли обращать внимание на дыхание? Иногда говорят, что нужно в определенный момент делать вдох или выдох, здесь есть такое?
Ответ: Нет, в даосских школах не регулируют дыхание принудительно. Считается, что это приводит к закрепощению. Поэтому, сначала длительный период используется естественное дыхание, а потом уже вырабатывается специфическое дыхание, которое характерно для даосизма.

Ссылка для подключения к занятию:

Welcome! You are invited to join a meeting: Бесплатное занятие ДАО 25 Ноября 23г. в 18:40-21:00. After registering, you will receive a confirmation email about joining the meeting.

Зарегистрироваться надо заранее, на указанную почту вам придет пароль для подключения. В графе промокод указать: DAODE817

В горах
В горах

Пожалуйста ставьте лайки, это помогает каналу расширяться.