«Течёт река Волга, конца и края нет», – душевно пела Людмила Зыкина. Вроде не так уж много воды с тех пор утекло. Но хватило для того, чтобы понять: великая река изрядно обмелела.
Волга и Дон мелеют, их надо спасать
Кругом туман
Пять лет назад коллеги из «Комсомольской правды» проделали путь от истоков Водки до Каспия и подняли со дна все волжские проблемы: и загрязнение, и исчезновение рыбы, и главную, пожалуй, беду – чиновничью дурь.
Вот только за это время ничего не изменилось, по крайней мере в лучшую сторону. Волга продолжает гибнуть, мелеет и другая великая река – Дон. Например, Куйбышевское водохранилище возле Ульяновска опустилось до отметки в 49,5 метра над уровнем моря, тогда как нормальный показатель – 53 метра. В Казани в один год уровень воды упал на три метра – так, что обнажилась дореволюционная мостовая. В Ульяновске, Астрахани, Костроме, Саратовской, Тверской и Самарской областях, в районе Рыбинска в Ярославской области посреди русла в прошлом году образовались заметные островки. Чем мельче река, тем сильнее она промерзает зимой, а значит, у рыбы остается меньше кислорода.
– Деградирует река. Это не вопрос денег, а вопрос имиджа страны. Наука нам должна сказать четко, какие нужно провести исследования по оздоровлению Волги. Если их не сделать, то по руслу Волги скоро можно будет ездить на машинах, а не на «Кометах» и «Метеорах», – считает глава комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране Дмитрий Кобылкин.
А ведь это не только экологическая, но и экономическая катастрофа для страны.
В бассейнах этих рек живёт свыше 80 млн человек. Это больше половины населения России. Тут же и немало предприятий. Сколько миллионов ещё кормят Волга-матушка и Дон-батюшка, подсчитать сложно. Нехорошо так с родителями обходиться.
По словам Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Вячеслава Володина,
«важно получить внятный ответ, почему это произошло».
Ситуация требует в том числе реакции Генпрокуратуры и природоохранной прокуратуры. И не надо по привычке кивать на погоду:
– Даже когда лето было более жарким, ещё меньше было дождей, уровень так низко не опускался. Поэтому аргументы о том, что «жара, засуха, поэтому у нас обмелела Волга», не работают.
Низко опустились?
Глава Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Кириллов объяснил ситуацию значительным снижением уровня воды в Каспийском море. Однако Вячеслав Володин возразил, что это не оправдывает «неумное регулирование» уровня воды, которое нарушает экосистему и наносит вред природе».
– Весной сбрасывают воду в Волге, и у нас с вами остаётся икра после нереста на траве, на кустах. Как итог – нет рыбы, потому что сбросили раньше времени, – пояснил он.
Во времена СССР государство думало наперёд, обустроило много рыбозаводов на Волге, которые выращивали мальков и выпускали в реку. В 1990-х всё закончилось. За последние 30 лет число осетровых в волжских водах сократилось в 11 раз, а темпы их естественного воспроизводства уменьшились.
Вячеслав Володин раскритиковал решение Федерального агентства водных ресурсов сбрасывать воду в низовья Волги, чтобы сохранить уровень воды в Каспии. Там прибыло, а в другом месте убыло. По его словам, открытие шлюзов привело к обмелению реки вверх по течению.
– У вас не решается проблема в Волгограде и Астрахани, но вы создали её рукотворно в Саратовской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской областях – вплоть до Ярославля. Может, наконец-то, понимая ответственность, летом вы этот вопрос будете держать на контроле? И весной осознаете ответственность за природу Волги и не будете сбрасывать во время половодья? – указал он на ошибки.
Чиновники предлагают уменьшить использование воды в сельском хозяйстве, но, как отметили депутаты, число орошаемых таким образом земель и так сократилось в разы за последние годы. Волге это никак не помогло. Значит, проблема в другом.
Неправильный спуск
По мнению многих экологов, проблема действительно в неправильном спуске воды на ГЭС. Их на Волжско-Камском каскаде одиннадцать, последняя, Волжская, – у Волгограда. И только дальше до Астрахани – никаких плотин. Благодаря им сегодня Волга, по сути, не река, а система водохранилищ. Специалисты говорят о том, что хотя каскад и строили почти семьдесят лет, однако он не был до конца закончен, и два водохранилища – Чебоксарское и Нижнекамское – не заполнены до необходимой отметки. Сейчас строят шлюз на Городецком гидроузле, углубляют дно на сорокакилометровом участке от Городца до Нижнего Новгорода. Работы планируют закончить в 2026 году. Это позволит снизить сбросы воды, а также сохранить ресурсы Рыбинского водохранилища.
Ошибается в своих прогнозах и «Росгидромет», что приводит к неправильному регулированию воды. Проблемы возникают еще из-за того, что приходится учитывать интересы разных пользователей водных ресурсов. Рыбхозам, промышленникам, сельскому хозяйству и водному транспорту в разные сезоны необходим разный уровень воды в Волге. И всем надо вроде бы угодить, но в итоге получается – в ущерб окружающей среде.
Природа терпелива. Точка невозврата еще не пройдена. Волгу можно спасти.
Другое мнение
Капризы климата
Маловодье может продолжаться несколько лет.
Научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян считает, что проблема все-таки в климате. Сейчас на Волге, по его словам, как раз период маловодья. Это может продолжаться несколько лет, а может и десять-двенадцать:
– Это не новость, маловодье здесь и раньше бывало. Например, никакого экстраординарного потребления воды из Волги нет, а река мелеет, и очень заметно опускается уровень Каспийского моря. Такое происходило не раз за период достоверных измерений.
Гидролог убеждён, что остановить обмеление Дона невозможно из-за того, что процесс вызван преимущественно естественными причинами. Бассейн реки расположен в зоне сухих степей и лесостепей, где осадков мало.
Однако можно смягчить ситуацию.
– Чтобы помочь судам, там сейчас сооружается Багаевский гидроузел, но это проект неоднозначный. У него есть свои минусы, однако для судоходства на Нижнем Дону это, конечно, решение проблемы.
Леонид КАЛАШНИКОВ, заместитель председателя Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками
В связи с обмелением очень большая проблема – это цветение реки, которое мешает и водозабору, и рыбному хозяйству. «Росгидро» должны ее чистить, как лесники. Я ни разу не видел у себя между Жигулевском и Тольятти – а у нас там стоит Жигулевская ГЭС, вторая по мощности на Волге, – чем они ее чистят. Сачками, катерами? Вся река в зелени.
Николай АРЕФЬЕВ, член Комиссии ПС по экономической политике, промышленности и торговле
В прошлом созыве Госдумы отклонили закон об использовании подводных вод. Ученые предупреждают, что, если не регулировать их использование, мы столкнемся с проблемой обмеления наземных рек и озер. Может, стоит вернуться к рассмотрению этого закона, подключить снова ученых, чтобы избежать гибели Волги и Дона?
Анатолий МАКСИМОВ
© "Союзное Вече", №52 2023
Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍