Меня зовут Полина, мне 24 года. Я стараюсь писать серию статей, которой надеюсь обратить внимание на проблему квартирных рейдеров, уничтожающих простые семьи. Начало здесь.
В какой-то момент я решила, что буду рассказывать всю историю по порядку. Но иногда происходят события, которые задевают за больное, или кто-то пишет комментарии, на которые нельзя ответить, не перепрыгнув с одной истории на другую.
И сегодня я хочу рассказать, как получилось, что я лишилась регистрации, жила без нее три года, и как в итоге я ее приобрела.
Как я потеряла паспорт, а потом регистрацию
Квартиру, которую купили родители в браке, пришлось продать. Это точно другая история, поэтому дам только вводные.
Мне исполнилось 20 лет, необходимо менять паспорт. Мы уже живем в Москве, а зарегистрирована я была в Химках. В это время у меня зимняя сессия, как-то все было некогда съездить в паспортный стол. А когда я наконец собралась ехать, поняла, что паспорт я старый потеряла. Обыскала всю квартиру, но так и не смогла его найти. Проходил срок, который дают на обновление паспорта, поэтому подала я в самый последний день на стрессе, заплатив штраф.
Аккурат в это время нашлись покупатели на квартиру в Подмосковье, которые очень настаивали, чтобы я выписалась как можно скорее. Сестра отца (а причем тут она еще одна интересная история, я сама в шоке, что их так много) также давила, чтобы я выписывалась, так как боялась потерять покупателей, а с ними и возможность избавиться от квартиры и получить деньги. Поэтому, как только паспорт был готов (спустя два месяца после моего дня рождения), я как можно скорее пошла выписываться.
В местном МФЦ сказали, что мне необходимо идти по адресу моей будущей регистрации и там подавать документы. Московское МФЦ сделает запрос в подмосковное, они выпишут и отправят обратно в Москву. Удивительно, но такая процедура между организациями, находящимися на расстоянии 20 км, занимает 1-2 месяца. По крайней мере, так нам тогда сказали. Мы не могли так долго ждать, терпеть нападок «тети» и риэлторов на тот момент не было сил.
Тогда мы выбирали самые разумные варианты, из разряда «продать квартиру хоть за сколько-нибудь и жить спокойно», которые активно советуют комментаторы. И это ничем хорошим для нас не закончилось. Отчасти поэтому сейчас мы выбираем совсем другой путь.
Мы уточнили есть ли варианты ускорить этот процесс. Да, есть. Можно выписаться, получить открепительный лист (не помню точное название, этот листок с красной печатью так и пролежал у меня без дела), приехать лично в московский офис и отдать документы им. Тогда это все займет 1 неделю. Мы решили так и сделать.
И это была наша огромная ошибка. Ошибка, что не стали спорить с тетей и отцом, ошибка, что не проверили законы, ошибка, что думали, что сестра все же хороший человек.
Мы и подумать не могли, что будут какие-то проблемы с регистрацией.
Я выписалась, квартира продалась.
Отказ в регистрации
Мы пошли в МФЦ отдавать документы.
С этого дня и начались наши скитания и годы отчаяния, которые так и не закончились, а перешли в еще более ужасную фазу после продажи сестрой квартиры.
– Где второй собственник? – спросила сотрудница МФЦ.
– Зачем второй собственник, я же регистрирую свою дочь. – ответила мама.
– Но ей же уже есть 18, нужно согласие второго собственника.
– …
– Можете нотариальную доверенность принести.
Да, тут была наша ошибка, что мы не проверили. Мы были уверены, что детей можно прописать в любом возрасте. Но, увы, мы не юристы и знать все на свете не реально.
«Ладно, не страшно» - подумала я. Попрошу сестру, она приедет или даст доверенность, если не сможет приехать. Как же я ошибалась. Хоть мы и не общались уже некоторое время, но в тот момент у меня не было и мысли в голове, что она может отказать мне. Квартплату она не платила, она была полностью на нас. Регистрация не дает никаких прав на собственность, поэтому причин отказывать у нее не было.
Видимо, наша главная ошибка, все же в том, что мы судим других по себе, и думаем, как бы поступили мы в такой ситуации. Но чужая душа – потемки, даже душа когда-то одного из самых близких людей.
«Привет! Как ты? Мне нужно твое согласие на регистрацию на шарике. Ты сможешь приехать или давай нотариуса оплачу. Когда будет удобно?» - я написала ей что-то в таком роде.
Ответа не было.
Я позвонила.
Вроде бы, я уже говорила, что я быстро забываю плохое. Поэтому не помню, что именно она говорила. Но помню точно, как скрутило живот от того, как грубо она меня послала. Чтобы послушать ее тон и больше понять об этом человеке, то можно послушать отрывок аудиозаписи ее разговора с мамой, который случился позже (если еще не опубликовала, то сделаю это немного позже).
Мы сходили еще раз в МФЦ, объяснили ситуацию. Сотрудники, хоть и сочувствовали, но только разводили руками, они не могли ничего сделать.
Я осталась без регистрации.
До сих пор в глазах стоит картина, как мама отошла от приемного окошка и медленно опустилась на стул, ей стало плохо. Она поняла, что произошло и заплакала. Одновременно понять низость поступка одной дочери и последующие проблемы для другой. Как ужасно видеть самого дорогого для тебя человека, плачущего от бессилия. И понимать, что тоже ничего не можешь сделать в этой ситуации. Мне кажется, что с тех пор мама больше никогда не плакала. А я постоянно.
Она сделала гадость. Просто отомстила за что-то. Моя регистрация никак не уменьшала ее права на квартиру, я ее сестра, не чужой человек. Но ей на это все равно.
Поиск помощи
Спустя пару дней, когда мы смогли немного успокоится, мы стали искать другое решение этой проблемы.
Сперва, я позвонила отцу. Он тоже был прописан в этой квартире и соответственно куда-то выписался. Я наивно полагала, что он мне поможет. И он помог. Популярно объяснил, что это называется «висеть в воздухе» и что это ничего страшного. Спасибо, папа, за помощь!
Сам он прописался к любовнице, к которой ушел от нас на тот момент 15 лет назад.
Далее, я позвонила сестре отца. С ней тоже по ряду причин были довольно напряженные отношения, но попытка, хоть и пытка, но предпринять ее стоило.
Конечно, никакого результата.
Потом мама позвонила своему брату.
Тоже никакого результата. А вдруг она поступит так же как и старшая. Может в этих словах и есть какой-то смысл. Но мне было больно, что обо мне судят по моей старшей сестре, которая со мной поступила так. Оставлю я когда-то теперь человека в такой ситуации? Нет.
В общем, тоже никакого результата не было.
Родственники закончились. Друзья тоже не смогли помочь.
Осталась последняя надежда – бабушка сестры. Тогда у нас были хорошие отношения, и ко мне она относилась хорошо, в каком-то виде она дала мне почувствовать заботу бабушки, пусть и на несколько часов. Моей бабушки у меня никогда не было, и я очень ценю такие моменты и благодарна за них.
Когда я встретила впервые в осознанном возрасте в 19 лет бабушку со стороны отца, то она просто окинула меня взглядом, ни сказав ни одного слова. Знаете, обидно получать такое за какие-то проступки, но еще обиднее получать такое не сделав ничего. И особенно, когда тебе это нужно. И когда это не то, чего ты ждешь. Но я отвлеклась. Все равно я никогда не смогу вылить в буквы все мои чувства.
Бабушка сестры относилась к нам хорошо, но не в отношении квартиры.
«А с чего это я должна?» - у нас с мамой ее голос до сих пор стоит в голове.
Действительно с чего. Ни с чего. Сестра должна была бы быть прописана у нее, и все эти проблемы должны были коснуться ее сына, но это никто не вспоминает. Надавила на 20-летнюю девушку после родов, которая только вышла во взрослый мир, и прожила спокойно (насколько было возможно с ее сыном) оставшиеся годы. А мама страдает до сих пор, а следом и я.
Так все варианты и закончились.
Мы пытались подать через суд на разрешение регистрации, но заявление даже не приняли.
Жизнь без регистрации
Начались мои мучения.
Помню, как тряслась на регистрации на первую официальную работу, на которую была очень рада пройти. Думала, сейчас не примут, откажут. Ничего, походили, посовещались, посмотрели на меня очень удивленными глазами и зарегистрировали.
Такое же повторилось и на следующей моей работе. Вы только принесите паспорт, когда пропишетесь. И действительно принесла потом, вот только радости в этом не было уже.
А еще помню, как в банке писала объяснительную почему у меня нет регистрации, чтобы получить зарплатную карту. Что же я там объяснила, интересно. То же, что и в этой статье?
А еще помню, как у меня не хотели брать документы в университет. И я сидела несколько часов на телефоне на грани истерики, пытаясь объяснить сотрудникам приемной комиссии/факультета/кафедры/др, что отсутствие регистрации не является причиной для отказа в приеме документов. Что я все еще гражданка РФ и имею право на образование. И даже поехать туда не могла, так как это был карантин. Но доказала, поступила и закончила.
Я ни разу не голосовала, хотела, но не могла. Хотя вру, могла, на рижском вокзале вместе с другими лицами без определенного места жительства, наказанными судьбой.
Я не получила права, хотя очень мечтала. При выдаче прав ГИБДД проверяет регистрацию. Не было смысла даже идти учиться.
Я не получила стипендию мэра. Тогда у меня не удалось уговорить сотрудников взять мои документы без регистрации. Но, как мне сказали, даже если бы они и взяли, мои документы попали бы из-за этого в последнюю очередь и вряд ли я что-то получила бы. Не знаю, почему так.
Итоги
Я это к тому, что отец оказался прав. Действительно, без регистрации можно жить, но вот с такими постоянными ущемлениями и ограничениями. Нужно быть готовой вооружиться Конституцией и доказывать, что без бумажки – ты не букашка, а гражданин.
Сейчас для меня это в прошлом, хотя в том прошлом, в которое я была бы рада вернуться.
Статья затянулась, я написала намного больше, чем планировала. Поэтому как я все же приобрела регистрацию, я расскажу в следующей статье.