Здравствуйте друзья!
Сегодня мы посмотрим 36 уникальных ювелирных работ, представленных на выставке "Жемчуг: Сокровища морей и рек".
Проходит время, но есть впечатления, которые не стираются в памяти.
У меня есть небольшая слабость – ювелирные выставки. Есть возможность – в Москву порой привозят уникальные экземпляры, я бы даже сказала шедевры из драгоценных камней.
Прошло почти 5 лет, но я до сих пор не могу забыть выставку "Жемчуг: Сокровища морей и рек", которая проходила в ГИМ и была приурочена к перекрестному Году культуры Катара и России.
Тогда было представлено около 100 экспонатов из коллекции Музеев Катара. И как говорили организаторы, 50 из них никогда ранее не выставлялись.
Специально для такого события были сделаны демонстрационные сейфы.
Начало выставки было наглядно-информационным. Можно было узнать о том, как образуются жемчужины.
Посмотреть из какой раковины добывают определенный вид этого перламутрового чуда.
Было очень интересно, и я выделила эту информацию в отдельный рассказ, где вы можете увидеть коллекцию натуральных жемчужин.
Жемчуг - это такой материал, который используется в первозданном виде. Задумывались об этом? Конечно, я говорю о натуральном, а не искусственном материале).
Например, в этой броши, в форме фигуры карнавала, центральной вставкой является довольно таки причудливая жемчужина.
Парагон - это уникальный жемчуг не просто причудливой формы, а повторяющий силуэт животного или растения, или какого-то природного явления.
На фото брошь (Италия 17 век) и кулон в форме льва (Италия 16 век) показаны на фоне гравюры нидерландца Теодора де Брай «Ловля жемчуга в эпоху Возрождения» 1591 года.
Изделия из природного жемчуга Арабского залива.
В середине 19 века неаполитанец Карло Джулиано своими работами вывел на пик спроса ювелирные изделия стиля Ренессанс.
Мастер учился искусству в Риме, затем работал в Лондоне, где и открыл свою фирму.
Дело его продолжили сыновья, а изделиями мы любуемся на выставках до сих пор.
Кстати, работ британских мастеров 19 века в запасниках Музеев Катара хранится не мало. Слово «много» к этой индустрии можно применить только в масс маркетах. А тут и 10 штук может вызвать восхищение, а у кого то и зависть!
Задержалась у витрины, где был выставлен викторианский ларец венчальных драгоценностей с бисерным жемчугом. Стала фантазировать, как могла выглядеть в Англии невеста в 1890 году. Смогли придумать образ?)
Эти украшения для женщин Тибета.
Знатные дамы в амулетницу, или еще можно назвать ларец для реликвий, прятали свои тайны и носили как украшение в начале 20 века. Завязки состоят из жемчужин и их имитацией (стеклянными майоликовыми бусами), а так же использовались кораллы и бирюза.
До сих пор не могу понять, как носить головной убор на фото справа.
Основа сделана из дерева, которое обернули красным войлоком, который в свою очередь расшит китайским пресноводным жемчугом. Дополнено агатовыми бусами и нефритовыми пластинами.
Этот загадочный убор передан Музеям Катара Александром Леукиным и Люком Хеймансом в 2014 году.
- Интересно! Бельгиец Хейманс прославился тем, что обнаружив в 2004 году у берегов Индонезии обломки корабля с сокровищами 10 века (золото и жемчуг).
Это не единственные изделия, подаренные этими людьми.
К амулету и головному убору ниже на фото нет вопросов. Опять Тибет, 20 век, кораллы, жемчуг, бирюза, янтарь. Разница одна – эти украшения созданы для молодой девушки, а не для знатной дамы.
- Обратите внимание на моносерьгу. Такое украшение с жемчужиной в центре носилась только высочайшими приближенными Далай Ламы.
Индийские мотивы ювелиров Бухары 19 века. Через знаменитый Шёлковый путь текли реки из драгоценных камней. В этом легко убедиться – данное ожерелье включает рубины, жемчуг, бриллианты и золото.
Ещё одно громкое имя на выставке - Бруно да Роша. Он признанный гений португальского ювелирного дизайна.
Эти 2 ожерелья находятся в частной коллекции. Выполнены они из китайского культивированного жемчуга в 2017 году.
Китайские мастера успешно и сами могут работать со своим пресноводным жемчугом. В 2018 году следующие 2 ожерелья так же ушли в частные коллекции.
Если возвращаться к мастерам 19 века, то сравнивая дизайны, понимаешь – любили они всё эдакое))
Например, браслет, где лев и змея сражаются за жемчужину. Парижские ювелиры в 1870 году решили, что победит лев.
Натуральный жемчуг серого цвета можно было увидеть в ожерелье американских мастеров 20 века.
Черный жемчуг – большая редкость. Золотое ожерелье с бриллиантами, рубинами, сапфирами и с чёрным жемчугом было представлено семьёй Альфардан. Они являются важнейшим в арабском регионе торговым кланом, начиная с 1954 года.
Фотоаппарат у меня не правильный, или зрение мне изменяет, но я не вижу эту «редкость» на фото…
Кстати, под ожерельем лежат брошь в форме цветка и пара серег из жемчуга лавандового цвета работы Уильяма Рузера. О нём можно почитать по ссылке, где вы посмотрите любимое кольцо Элизабет Тейлор с этой же выставки.
Много фото в статье? Я посчитала: 36 изделий с натуральными жемчужинами плюс набор. Но это не весь рассказ о выставке. Будут еще громкие имена ювелирного искусства и тиары.
Выставка "Жемчуг: Сокровища морей и рек" - первая передвижная выставка Музеев Катара и единственная, о которой я не могу забыть долгое время.
Если Вам понравилось, то подписывайтесь на канал, этим вы меня поддерживаете на написание новых историй. Спасибо за внимание!